|
которую выгнал из дома супруг, не должна более хранить верность брачному
союзу, а отпущенный на свободу раб не подчиняется своему хозяину. Этот
страшный вопрос можно понять как еще одно печальное указание на то, что
Лицо Бога было скрыто за множеством завес.
Кир перевел свою столицу в город Шушан (Сузы) в земле Элам. Туда же
переехали Мордехай и Даниэль, но они не смогли организовать обучение Закону
Моисея на том уровне, на котором оно велось в уже давно сложившихся и
процветающих академиях Вавилона. К Эламу, резиденции царской власти, были
обращены надежды еврейского народа; но там отсутствовал дух Торы. Еще одна
завеса скрыла Лицо Бога.
Работы по восстановлению Храма продолжались, несмотря на набеги враждебных
племен, живших вблизи Иерусалима. Однако в последние месяцы своего
царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам
изгнанников возвращаться в Землю Израиля. Это препятствие вызвало отчаяние
в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими
надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было
запрещено, хотя встречало все больше препятствий.
Правление Кира длилось недолго. Всего через два года после того, как он
отдал приказ о восстановлении Храма, царем обширной персидской империи стал
Ахашверош. Новый царь не был другом евреев. У тех, кто только начинает
знакомиться со Свитком Эстер, может создаться впечатление, что он был всего
лишь добродушным пьяницей, находившимся под влиянием Амана. Однако это не
так. Его жена, царица Вашти, внучка Навуходоносора, яростно возражала
против слабых попыток восстановить Храм, и настояла на том, чтобы Ахашверош
положил конец делу, начатому Киром. После того, как из Иерусалима пришло
письмо, написанное врагами евреев во главе с сыновьями Амана, в котором
говорилось, что строительство Храма на самом деле лишь предлог для
восстания евреев против метрополии, Ахашверош запретил продолжать работы в
Иерусалиме. Он был только рад внять советам своей жены и донесениям своих
наблюдателей. Итак, казалось ясным, что пророчеству Исайи не суждено
сбыться. Казалось, Лицо Бога, то есть Его воля, окончательно скрылось от
евреев. Быть может, и в самом деле евреи были так же одиноки и покинуты,
как жена, отосланная своим мужем?
Были еще пророчества, более близкие по времени к эпохе Вавилонского
пленения, чем пророчество Исайи. Они стали для евреев в лучшем случае
источником разногласий, в худшем - отчаяния.
"Ибо так сказал Бог: когда пройдут семьдесят лет вашего пребывания в
Вавилоне, тогда Я вспомню вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы
возвратить вас в место сие" (Иеремия 29:10).
"Я, Даниэль, вычислил по книгам число лет, о котором было сказано слово
Бога к Иеремии, пророку, и вот: семьдесят лет продлится разрушение
Иерусалима" (Даниэль 9:2).
1.2. "Сокрытие Лица Всевышнего" и причины этого
Означал ли указ Кира исполнение пророчества? Если да, то как мог Ахашверош
так просто отменить его? Был ли милостивый жест Кира проявлением воли Бога,
пожелавшего дать евреям возможность проявить свою любовь к Иерусалиму? И не
потому ли, что любовь эта оказалась недостаточной, им было отказано даже в
этом хрупком ростке избавления?
Что происходит, когда Лицо Бога скрывается от нас? Люди перестают видеть,
как Его Рука творит историю. До этого момента кажется несомненным, что
удачи и поражения еврейского народа зависят от его союза с Богом и верности
Его учению. В словах Торы и пророков евреи умели видеть предостережения и
обещания, и если хранили верность Завету, то получали вознаграждение в этой
жизни. Если же они были глухи к Его слову, возмездие не заставляло себя
ждать. Так было, когда Воля Бога была им открыта и ясна. Когда же Его Лицо
скрылось, евреям стало казаться, что они зависят от капризов правителей,
изменчивости природы и превратностей истории. Улыбка Кира значила больше,
чем пророчество Иеремии, а нахмуренные брови Ахашвероша - чем
предостережения Моисея.
Талмуд говорит нам: "Где в Торе содержится указание на Эстер? Там, где
говорится о сокрытии Лица Бога. Само имя "Эстер" указывает на это сокрытие"
(см. эпиграф к этому разделу).
На первый взгляд казалось, что Бог отдалил себя от людей. Но на самом деле
еврейский народ сам создал разрыв между собой и Богом. На это сокрытие и на
причины его возникновения указывает Тора: евреи начали забывать о своей
полной зависимости от Бога, притупилось их восприятие первой заповеди: "Я -
Господь, Бог твой". Евреи, таким образом, сами были повинны в том, что Лицо
Бога стало невидимо, сами создали преграду, скрывшую от них Его Волю.
Но именно этому смятенному и испуганному поколению предстояло сорвать
завесу, скрывавшую от него Бога, или, вернее, признать, что природа,
история, весь мир - лишь созданная Им иллюзорная декорация, скрывающая Его
только от тех, кто слеп. Величие Мордехая и Эстер состояло в том, что они
вновь нашли Его для себя, открыли Его Волю другим, и, на долгие века
рассеяли тьму, скрывавшую Его Лицо.
1.З. Семьдесят лет разрушения
Еврейская Традиция предлагает совсем иной подход к истории, нежели тот,
который укоренился в европейской культуре и к которому мы привыкли.
Существует Храм или разрушен - для многих это второстепенный вопрос,
|
|