Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Иудаистские праздники, комментарий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-
 
организоваться и объединиться, ибо только единая просьба евреев к Богу о
помощи могла дать им силы победить врага.
17. И многие из народов страны сделались иудействующими - это не было
настоящим переходом в иудаизм, который не должен совершаться из страха, но
они присоединились к позиции, занятой евреями.
Глава 9

3. И все князья... чествовали иудеев, потому что напал на них страх пред
Мордехаем - они боялись, что Мордехай сместит их.
5. И перебили иудеи всех врагов своих - первый указ Ахашвероша не был
отменен, и наиболее рьяные враги евреев заявили, что их намерение
уничтожить евреев не изменилось. Этими врагами, которые нападали на евреев,
даже видя, что им самим будет от этого ущерб, были Амалекитяне. Хотя евреи
первыми начали военные действия, они защищались от агрессии. Эта агрессия
выразилась в том, что враги евреев объединились в вооруженные отряды и
открыто объявили, что их цель - уничтожение евреев. Когда на тебя наводят
оружие и говорят: "Я тебя сейчас убью", -не следует ждать, пока это оружие
будет применено.
При поверхностном чтении у некоторых читателей возникает неправильное
впечатление, что комментарий составлен лишь с целью обелить неправедное
поведение евреев, погубивших 800 человек в Шушане и 75 тысяч в других
местах. Такой подход к комментариям несправедлив по нескольким причинам.
Во-первых, комментарий идет от тех же людей, которые писали Свиток, и, если
бы они хотели, они легко могли бы скрыть численность убитых и представить
поведение евреев с лучшей стороны. Во-вторых, Писание неоднократно обвиняет
евреев в тех преступлениях, которые они действительно совершали, порой даже
преувеличивая их проступки, - так что нет необходимости приписывать им
новые; такой критике подвергаются не только евреи тех поколений, о которых
идет речь в Свитке Эстер, но и другие, даже самые великие из евреев,
например, Моисей и праотцы. Но основным, по нашему мнению, должно служить
третье соображение: ведь те, кто в наше время, исходя из нетрадиционного
понимания Свитка Эстер, обвиняет евреев того поколения в жестокости,
реально обвиняют не только их, но евреев следующих поколений - вплоть до
религиозных евреев наших дней - за то, что они поддерживают евреев
поколения Эстер. В самом деле, какое нам было бы дело до этих жестокостей,
если бы они были совершены никому не известными, пусть даже как-то
генетически родственными нам людьми - мало ли жестокостей совершалось в
древнем мире. В том-то и дело, что обвинение против евреев, живших во
времена Эстер и Мордехая, в сущности направлено против современного
иудаизма и евреев, которые придерживаются Торы в наши дни. Но это обвинение
несостоятельно: ведь тогда нужно рассматривать действия евреев поколения
Эстер в той интерпретации, в которой их передает Традиция; именно их, а не
то, что мы могли бы им приписать, одобряет иудаизм.
Тора предписывает евреям не радоваться смерти врагов. В Притчах Соломоновых
сказано: "При падении врага твоего не радуйся". Но Амалек - особенный
случай, и его смерти можно радоваться (см. об этом подробнее в разделе 1.6.
"Война Израиля с Амалеком").
6-10. Талмуд сообщает нам, что несмотря на разрешение Ахашвероша "убивать
всех зложелателей", евреи не хотели воевать с теми, кто отказался от мысли
нападать на них. Чтобы отделить "недоброжелателей" от рьяных, активных
врагов, евреи, собравшись в отряды, дали также возможность врагам своим
собраться в отряды и выступить против них войной. Но уж этих врагов евреи
не только уничтожали в тот день, но и уничтожали остатки их в Шушане на
следующий день.
13. Пусть бы повесили на дереве - уже мертвых, для устрашения других
врагов. Их повесили на той высокой виселице, которую приготовил Аман, и они
висели друг под другом, как это изображено в Свитке (стихи 7-9).
10, 15, 16. А на грабеж не простерли руки своей - поскольку враги евреев
были агрессорами, то почему было не взять себе военную добычу? И почему эта
фраза повторена трижды? Потому что убитые были амалекитянами. (Другие
народы сначала также собирались уничтожить евреев, но потом испугались и
решили не нападать.) Про войну же с Амалеком сказано: "И ничего не берите
себе", ибо все, что есть у Амалека, заклято, и нельзя этим пользоваться.
19. Живущие в городах неукрепленных - только в крепости Шушане истребление
врагов продолжалось два дня, а во всех остальных городах - "городах
неукрепленных" - один день.
20. И описал Мордехай эти события - Мордехай написал Свиток Эстер (кроме
трех последних стихов, которые дописали члены Сангедрина).
22. Как такие дни, в которые добились иудеи покоя от врагов своих - при
всей нашей ненависти к Амалеку, мы все же празднуем не смерть амалекитян, а
спасение евреев.
Чтобы сделали их днями пиршества и веселья и посылания подарков друг другу
и подаяния бедным - перечислены заповеди Пурима (подробнее см. ниже в
разделе "Празднование Пурима").
26. Потому и назвали эти дни "Пурим", по имени "Пур" - если бы не жребий,
отсрочивший исполнение приказа, то Мордехай не успел бы изменить развитие
событий.
Выше (гл. 3, стих 7) сказано: пур, то есть жребий (гораль). Слово гораль
употребляется в Книге Ваикра (Левит) 16:8, где ясно, что это жребий не
случайный, что он определяется Богом. Что касается Амана, то все, и он в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-