|
пришел посреди ночи, побуждаемый желанием поскорее расправиться с
Мордехаем, в совершенно неурочный час, и тем самым вызвал неудовольствие и
подозрение Ахашвероша.
Которое он приготовил для него - другой возможный перевод этой фразы:
"которое он приготовил себе" (т.е. слова "для него" можно вполне отнести к
Аману). Выполняется пословица: "Не рой другому яму...".
10. Тотчас же возьми... ничего не упусти из всего, что ты говорил - слова
царя свидетельствуют о растущем недоверии к Аману.
12. И возвратился Мордехай к царским воротам - то есть к власянице и посту,
так как он вернулся только к воротам, а во дворец не вошел. Мордехай не
только не обрадовался выпавшей ему почести, но наоборот, впал в еще большее
горе, так как его единственная заслуга перед Ахашверошем, казалось бы, была
растрачена попусту, без какой-либо пользы в деле спасения евреев. Своими
действиями Мордехай продолжал призывать евреев к раскаянию, которое он
считал основой спасения.
13. Все, что случилось с ним - Аман считал все происшедшее случайностью, он
рассуждал: "Ну, явился в неудачный момент, ну, поторопился и попросил
слишком много; в следующий раз явлюсь вовремя, долг Ахашвероша Мордехаю уже
оплачен, и он не откажет мне в моей просьбе: повесить Мордехая на дереве".
И сказали ему мудрецы его и Зереш, жена его - что судьба евреев подобна
качелям: когда они опускаются, то опускаются до пыли, когда поднимаются, то
поднимаются до звезд. То есть совет мудрецов был таков: так как мы видим,
что шансы евреев начали подниматься, то самое лучшее - подумать о
собственном спасении, и поэтому следует разобрать виселицу, идти к Мордехаю
и просить прощения.
14. И стали торопить - так что Аману не было дано даже решить, стоит ли
выполнять совет мудрецов; он был растерян и близок к панике. Таково
наказание худшим из злодеев: Бог не дает им времени исправиться.
Глава 7
3. И отвечала царица Эстер и сказала: если я нашла благоволение в очах
твоих, о Царь, и если царю благоугодно - Как правило, в Свитке Эстер слово
"царь" означает "Ахашверош" и лишь косвенно указывает на действия Бога, но
в данном контексте первое слово "Царь" относится только к Богу, а второе -
только к Ахашверошу (в иврите нет больших букв, так что из написания это не
видно).
Да будет дарована мне жизнь моя... и народ мой - Эстер просила сначала о
собственной жизни не потому, что она ей дороже, чем жизнь народа, но
потому, что сначала обращается к царю с менее неожиданной и более логичной
просьбой о защите, и на естественное движение Ахашвероша: "Что же надо для
этого сделать?" - отвечает: "Спаси жизнь моего народа". Кроме того, такая
последовательность просьб соответствует порядку в вопросе Ахашвероша.
4. Если бы мы в рабы и рабыни проданы были - если бы враг евреев хотел
сделать дело, выгодное для страны Ахашвероша, то он продал бы их в рабство,
а деньги внес бы в казну. Однако из того, что он хочет уничтожения евреев,
видно, что он стремится не к благу царства, а к достижению собственных
целей, используя аппарат государства как свое орудие.
6. И Аман затрепетал пред царем и царицею - наедине с каждым из них он
нашел бы, как выпутаться, но в присутствии обоих ему нечего было сказать.
7-8. И царь встал... и царь возвратился - в обоих выражениях употреблена
одна и та же грамматическая конструкция, то есть Ахашверош вернулся в том
же возбужденном состоянии, в каком вышел.
8. Аман припадает к ложу... Эстер - пирующие возлежали вокруг стола. Мидраш
говорит, что Аман умолял Эстер о прощении, но в тот момент, когда Ахашверош
входил в дом, ангел подтолкнул Амана, и тот упал прямо на Эстер.
И закрыли лицо Аману - слуги сделали это, так как было очевидно его
падение; приговоренным к смерти было принято закрывать лицо.
9. И сказал царю Харвона - Талмуд (Мегила 16а) рассказывает, что Харвона
был одним из советников Амана и вместе с ним участвовал в заговоре по
повешению Мордехая. Увидев падение Амана и испугавшись за свою жизнь, он
немедленно переметнулся на сторону Мордехая и Эстер и предложил повесить
Амана, пока тот его не выдал. Однако наши Мудрецы постановили, что пусть и
Харвона будет помянут добром (в стихах "Шушанот Яаков", которые читают
после Свитка Эстер): ведь его слова не дали Аману вернуть себе милость
Ахашвероша.
10. И гнев царя утих - Талмуд разъясняет, что слово "утих" (шехаха)
написано пророком Мордехаем в двойной форме (с двумя буквами "хаф"), потому
что утихло два гнева: гнев Царя Вселенной на евреев и гнев Ахашвероша на
Амана.
Глава 8
1. Сказала Эстер, что он для нее - насколько он близок ей как родственник и
воспитатель.
2. И снял царь перстень свой... и отдал его Мордехаю - то есть сделал
Мордехая главным министром.
Эстер же поставила Мордехая над домом Амана, подчеркивая этим
административные способности Мордехая.
3. И опять говорила Эстер пред царем - так как до той поры Ахашверош
отменил декрет об уничтожении только относительно Эстер и Мордехая.
11. Собраться - и во внешнем, и во внутреннем смысле, то есть
|
|