|
1. На третий день - был первый день Песаха.
Оделась Эстер по-царски. - В Писании очень редко рассказывается о деталях
одежды, зданий и т.п., и каждое такое описание очень важно. Талмуд говорит,
что Эстер была очень скромна, и в этот день она впервые надела царские
одежды, то есть сделала все, чтобы понравиться Ахашверошу, хотя обычно
никогда не стремилась к этому. Но можно понять это и иначе: "оделась Эстер
по-царски", дословно "оделась в царство", то есть в духовное величие, в
пророческий дух.
2. Нашла она милость в глазах его - Талмуд (Мегила 15б) рассказывает, что
это произошло не сразу. (И Свиток указывает на это повторением слова "и
было".) В первый момент Эстер увидела недовольное лицо Ахашвероша, и ей уже
казалось, что и она, и все ее дело погибло; однако в следующий момент
Ахашверош отнесся к ней милостиво.
3. И какая просьба - Ахашверош понимает, что Эстер не будет без
необходимости так сильно рисковать своей жизнью.
4. С Аманом - зачем Эстер пригласила Амана? Одна из целей этого приглашения
- возбудить в Ахашвероше ревность к Аману. Эстер была готова ко всему: ведь
обуянный ревностью Ахашверош мог бы убить и ее, и Амана. Еще одной из целей
Эстер было вызвать у евреев подозрение, что она заодно с Аманом - тогда они
еще более обратились бы к Богу, осознав, что надежды на защиту царицы
неоправданны.
5. И пришел царь с Аманом - их приход был настолько стремительным, что в
повествовании о нем не начат даже новый стих, а продолжен стих 5.
6. И сказал царь Эстер, когда пили они вино - он понимал, что она еще не
изложила цель своего прихода.
В тексте Свитка употреблены слова шеэла - "желание", "просьба за себя", и
бакаша - "просьба за других". Ахашверош готов был выполнить и желания, и
просьбы Эстер "даже до полуцарства", иначе говоря, сделать для нее все,
кроме того, что подрывало бы его царство. Талмуд (Мегила 15б) разъясняет
также: "до того, что стоит посередине царства" - посередине же царства
стоял Иерусалимский Храм, который был предметом многих раздоров, -
Ахашверош был готов исполнить любую просьбу Эстер, кроме восстановления
Храма.
8. На пир, который я приготовлю для них - эти слова как бы уравнивают Амана
с Ахашверошем и рассчитаны на возбуждение ревности.
И завтра я сделаю по слову царя - открою Ахашверошу тайну своего
происхождения, о чем он давно просил.
9. И вышел Аман в тот день веселый и благодушный - сначала Аман подозревал,
что приглашение на пир может быть связано с указом об уничтожении евреев,
но теперь все его страхи рассеялись. Он решил, что все обстоит
благополучно: царица почитает его, и можно рассчитывать на дальнейшее
продвижение по дворцовой лестнице.
Веселый и благодушный - "Нет никого в царстве, кто мог бы равняться со
мной",- думал Аман. Таким образом, после первого пира Аман оказался
неподготовленным к тому, что случилось на втором. Аман даже полагал, что
Эстер надеется на его поддержку в ее просьбе к Ахашверошу.
И тот не встал - если раньше Аман мог объяснить независимое поведение
Мордехая его дружбой с царицей, то теперь, рассуждал Аман, царице нет дела
до Мордехая, ведь она не пригласила Мордехая на свой пир. После указа об
уничтожении евреев Мордехай мог, по крайней мере, выразить свой страх перед
Аманом. В гневе Аман хотел тут же убить Мордехая.
10. Однако скрепился Аман - так как он боялся мстить Мордехаю без
разрешения.
13. Пока я вижу Мордехая иудея - Аману кажется, что если он укажет истинную
причину своего гнева - отказ Мордехая поклониться ему,- то это уронит его
достоинство. Поэтому в качестве главной причины он выдвигает нарушение
субординации: еврей сидит в царских воротах. Но, в сущности, где бы
Мордехай ни сидел, уже само его существование не дает покоя Аману - потомку
Амалека.
14. Пусть приготовят дерево - известно много историй о том, как евреи
спасались от всевозможных опасностей: от меча (Моше, см. комментарии к
книге Исход, 2:15), от ямы (Иосиф), из горящей печи (Авраам), из рва со
львами (Даниил). Однако не было известно о каком-либо спасении евреев от
виселицы, поэтому друзья предлагают Аману именно такой способ казни.
Глава 6
1. В ту ночь бежал сон от царя - этот момент является началом спасения
евреев и падения Амана, началом действия "излечения" (см. комментарии к
стиху 3:1). Талмуд говорит нам, что, возможно, Ахашверош размышлял о том,
что царица уже дважды пригласила Амана на пир, и ревность не давала ему
уснуть; в любом случае это было именно тем самым "незаметным чудом",
действие которых в мире разъясняет нам Свиток Эстер. Этот стих тоже, как и
стих 1:7, произносится с интонацией, необычной для чтения Свитка, так как
это - переломный момент в повествовании.
Свиток Эстер дает нам важный урок действия Провидения: именно в момент
сооружения виселицы Бог поворачивает развитие событий в противоположном
направлении.
В ту ночь бежал сон от царя - т.е. Царь Вселенной, да будет Он благословен,
повернул свое милосердие к евреям.
4. Аман же пришел тогда - не послушавшись совета Зереш прийти с утра, Аман
|
|