Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Иудаизм и Каббала :: Иудаистские праздники, комментарий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-
 
1. И узнал Мордехай все, что делалось - Мордехай был пророком, и ему дано
было во сне узнать все подробности разговора Амана с Ахашверошем.
2. И дошел он до царских ворот, так как нельзя было входить в царские
ворота одетому во власяницу. - казалось бы, советнику Мордехая следовало
сначала одеться в обычные одежды, чтобы войти во дворец и посоветоваться с
Эстер, вместо того, чтобы стоять в мешковине перед воротами и беседовать с
Эстер через Гатаха. Но Мордехай поставил раскаяние и свой призыв к евреям о
возвращении к Б-гу на первое место по сравнению со всеми тактическими
выгодами.
3. Горе великое - не просто угроза смерти нависла над каждым евреем; в
указе говорилось о смерти целого народа, которая не восполняется рождением
новых жизней и которая есть нечто гораздо большее, чем просто сумма смертей
всех входящих в этот народ людей.
4. И сильно встревожилась царица - Эстер понимала, что из-за мелкого
несчастья Мордехай не стал бы выходить на площадь. Но она не понимала,
насколько важно было Мордехаю в этот момент полностью отдаться только
молитвам и посту, и даже не пытаться искать путей повлиять на царя.
Мордехай же отказался переодеться и прийти во дворец потому, что он ни на
минуту не хотел заменять надежду на Бога надеждой на людей.
5. Атаха - Талмуд (Мегила, 15а) указывает, что Атах был евреем. Есть даже
мнение, что это был пророк Даниэль.
Что это и отчего это - в чем заключается указ и за какие грехи постигло это
несчастье народ Израиля.
7. И о том, сколько серебра Аман отвесить собирался в казну - Мордехай
указал также, что Ахашверош не взял денег и что, следовательно, откупиться
будет невозможно: в данной ситуации царь был не меркантилен.
8. За народ свой - Мордехай считал, что для Эстер настало время открыть
тайну своего происхождения и просить за свой народ.
11. "Все... знают - закон о запрещении самовольно входить к царю был не
нововведением Ахашвероша, а традиционным персидским законом.
Не думай в душе своей спастись - это можно понять так: "Если даже тебе
удастся уцелеть физически, как ты спасешь свою душу?"
7-14. Диалог между Мордехаем и Эстер отражает их несколько разное понимание
"удобного времени для прихода к Ахашверошу". Если бы даже Ахашверош
протянул к Эстер жезл при входе ее во внутренние покои и она была бы
спасена, то все равно это не было бы удобным моментом для того, чтобы
обращаться к Ахашверошу с такими важными просьбами. Эстер считала, что раз
ее уже тридцать дней не звали к царю, то, значит, скоро позовут, и тогда
может представиться благоприятный случай просить о спасении евреев.
Мордехай же полагал, что совершенно неизвестно, будет ли Эстер приглашена к
Ахашверошу. Хотя до назначенной даты истребления евреев оставалось еще
одиннадцать месяцев, но с таким непостоянным и неустойчивым царем, как
Ахашверош, нельзя было быть уверенным в завтрашнем дне. Кроме того,
Мордехай считал, что то грозное время, когда евреи трепещут за свою жизнь и
готовы к раскаянию, и есть самое благоприятное для любых ответственных
действий, так как именно в такой момент им может быть дарована помощь от
Небес. Именно это время раскаяния и надо использовать, пока Эстер еще
царица. И Эстер согласилась с Мордехаем.
16. Пост, о котором говорит Эстер, должен был противостоять тому позорному
пиру у Ахашвероша, в котором участвовали евреи. В Талмуде говорится, что
этот пост был беспрецедентным усилием молитвы, равного которому не было ни
до, ни после.
17. И перешел Мордехай - по простому смыслу Мордехай переправился через
реку, отделявшую царскую крепость от города. Но Мидраш понимает "перешел"
как "преступил закон". Три дня поста выпадали на 13, 14 и 15 нисана. 15
нисана - это первый день Песаха, и в этот день запрещено поститься. Но
Эстер сказала: "Если погибнет Израиль, то кому нужен Песах?". Тогда
"перешел Мордехай" через закон, запрещающий пост в первый день Песаха и
провел это решение через Сангедрин. Почему так важно было устроить пост
именно в эти дни? Ведь уничтожение было назначено на адар, то есть в запасе
был еще почти год! Но Мордехай понимал, что нужно действовать быстро. Это
был момент, когда евреи устремились к Господу, они были полны раскаяния и
готовы к молитве. С течением времени они либо отчаялись бы, либо, наоборот,
успокоились, видя, что пока все идет своим чередом. Мордехай чувствовал,
что нельзя терять ни дня.
Эстер тоже обладала пророческим даром и чувствовала, что именно нужно
делать. Но ее дар был иной природы, нежели у Мордехая.
Этот эпизод важен и для более общего философского понимания событий Пурима.
Мы видим, что мужчина и женщина играют разную роль. Мужчина проявляет
инициативу, строит общую концепцию и принимает важнейшие решения, а женщина
претворяет их в жизнь, порой уточняя и корректируя. Мордехай говорит, что
нужно сделать, а Эстер решает, как это сделать. Каждая из этих ролей имеет
собственную значимость и не может быть осуществлена одна без другой. Миру
не требуется ни смешения этих ролей, ни уравнивания функций. Конечно,
нехорошо, когда одно подавляет другое, но если в поисках справедливости
один из партнеров будет претендовать на чужую роль, мир будет разрушаться,
как мы отчетливо видим на современных примерах. (Из лекции
р.И.-Д.Соловейчика ШАЛИТ"А.)
Глава 5

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 470
 <<-