|
речны. Невежественные или невоспитанные люди на эти
встречи не допускались.
Но вот однажды три шейха, первый из Хорасана, второй из Ирака и
третий из Египта, прибыли в Даргах со своими проводниками, неотесанными
погонщиками мулов. Шейхи возвращались после хаджа (паломничества в Мекку).
В пути они были до последней степени измучены грубостью и несносными
проделками своих проводников; одна мысль о том, что скоро они избавятся от
этих мужланов, радовала их не меньше, чем предвкушение предстоящего
лицезрения великого учителя.
Когда шейхи подошли к дому Абд аль-Кадира, он, против своего
обыкновения, вышел к ним навстречу.
Ни единым жестом приветствия он не обменялся с погонщиками мулов, но
с наступлением ночи, когда шейхи в темноте пробирались в отведенные для
них покои, они вдруг совершенно случайно стали свидетелями того, как Абд
аль-Кадир пожелал спокойной ночи их проводникам, а когда те почтительно
прощались с ним, даже поцеловал им руки. Шейхи были изумлены и поняли, что
эти трое, в отличие от них самих, - скрытые шейхи дервишей. Они
последовали за погонщиками и попытались было завязать с ними беседу, но
глава погонщиков грубо осадил их:
- Идите прочь с вашими молитвами, бормотаниями, вашим суфизмом и
поисками истины. Тридцать шесть дней мы выносили вашу болтовню, а теперь
оставьте нас в покое. Мы простые погонщики и ко всему этому не имеем
никакого отношения.
Такова разница между скрытыми суфиями и теми, которые только
подражают им.
"Еврейская энциклопедия" и такие авторитеты по хасидизму, как Мартин
Бубер, отмечали сходство школы Хасидизма с испанскими суфиями, имея в виду
хронологию и близость учений.
Это сказание, в котором фигурирует суфий Абд аль-Кадир из Гелана
(177-1166), входит также в жизнеописание хасида рабби Элимелеха, который
умер в 139 году.
Абд аль-Кадир, прозванный "королем" (и точно такой же титул носил
Элимеле), был основателем ордена Кадирийа.
БАЙАЗИД И ТЩЕСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Однажды некий человек с упреком сказал Байазиду, великому мистику IX
столетия, что он постился, молился и т.п. в течение 3 лет, но так и не
нашел в этом утешения, которое обещает Байазид. Байазид ответил ему, что и
за 3 лет он ничего не достигнет.
- Почему? - спросил искатель просветления.
- Потому что этому препятствует твое тщеславие, - сказал мудрец.
- Но как мне от него избавиться?
- Есть одно средство, но оно тебе не подойдет.
- И все же назови его.
Байазид сказал:
- Ты должен пойти к цирюльнику и сбрить свою почтенную бороду, затем
снять верхнюю одежду, опоясаться кушаком и одеть на шею торбу с грецкими
орехами. Когда ты все это сделаешь, ступай на базарную площадь и кричи во
весь голос: "Даю орех тому сорванцу, который ударит меня по шее". Потом
пройдись перед зданием суда, чтобы старшины города увидели тебя в таком
виде.
- Но я же не могу этого сделать, - взмолился человек, - прошу тебя,
расскажи мне о каком-нибудь другом средстве.
- Это первый и единственно возможный шаг к цели, - сказал Байазид. -
Но ведь я предупреждал, что это средство тебе не понравится, поэтому ты
неизлечим.
Аль-Газали в своей работе "Алхимия счастья" с помощью этой притчи
подчеркивает часто повторяемый аргумент, что некоторые люди, какими бы
искренними искателями истины они ни казались самим себе или даже
окружающим, побуждаются в своих поступках тщеславием и корыстью, тем самым
создавая непреодолимые трудности для своего обучения.
ЛЮДИ ДОСТИЖЕНИЯ
Имам аль-Газали рассказал предание из жизни Исы ибн Марийам.
Однажды Иса увидел людей, понуро сидящих у обочины дороги.
Он спросил их:
- Почему вы печалитесь?
Они ответили ему:
- Нас печалит страх перед адом.
Иса отправился дальше и, пройдя немного, увидел других людей, в
безутешной печали сидящих у дороги в различных позах.
- Что вас так тяготит? - спро
|
|