|
ил он их.
- Желание рая повергло нас в это состояние, - ответили люди.
Оставив их, Иса продолжал свой путь, пока не повстречал третью группу
людей. По ним было видно, что они много выстрадали, но лица их сияли
радостью.
Иса обратился к ним:
- Что привело вас в радость?
Люди ответили:
- Дух истины. Мы видели реальность, и это заставило нас забыть
второстепенные цели.
- Вот истинно люди достижения, - сказал Иса. - В день воскресения они
предстанут перед лицом Бога.
Те, кто верят, что духовный прогресс основывается на культивировании
в людях желания награды или страха наказания, часто бывают удивлены,
услышав это суфийское предание об Иисусе.
Суфии говорят, что только определенным людям полезно
сосредоточиваться на идее приобретения или потери, и это, в свою очередь,
может составить лишь какую-то часть их практики. Изучавшие методы и
результаты обучения людей путем тренировки и внушения будут близки к тому,
чтобы согласиться с суфиями.
Религиозные формалисты самых разных вероисповеданий не примут,
конечно, утверждения, что простые альтернативы добра и зла, напряженности
и расслабленности, награды и наказания представляют собой только часть
великой системы самореализации.
СТРАНСТВУЮЩИЙ, НЕОБЫЧНЫЙ И ТОРОПЛИВЫЙ
Встретились три дервиша на пустынной дороге. Первого звали
Странствующий, потому что он, почитая старые обычаи, выбирал самые длинные
маршруты для путешествий. Второго звали Необычный, потому что ничто не
казалось ему необычным, хотя то, что он делал, или даже то, что привлекало
его внимание, казалось весьма необычным другим людям. Имя третьего было
Торопливый, потому что этот дервиш, думая, что может сберечь свое время,
всегда и во всем стремился найти наиболее короткие пути к своей цели, хотя
на деле эти пути часто оказывались самыми длинными.
Некоторое время дервиши путешествовали вместе, но вскоре расстались.
Первым покинул их Странствующий: он заметил на перекрестке дороги
указательный знак, о котором слышал когда-то, и стал убеждать своих
спутников свернуть, куда указывала стрелка. Они не согласились, и он пошел
один. Дорога привела его к разрушенному городу, единственными обитателями
которого были свирепые львы. Цивилизация, некогда процветавшая здесь, о
которой дервиш читал, погибла сотни лет назад. Как только он вступил в
город, голодные звери набросились на него и растерзали.
Спустя день или два Торопливый решил отыскать путь покороче и
расстался с Необычным. Пойдя напрямик, он увяз в зыбучих песках. Правда,
дервиш не погиб, но выбираться оттуда ему пришлось несколько месяцев.
Между тем Необычный, продолжая путь в одиночестве, вскоре повстречал
человека, который сказал ему: "Дервиш, не ходи дальше. Впереди находится
карван-сарай, и в нем по ночам собираются дикие звери из джунглей".
- А где эти звери днем? - спросил Необычный.
- По-моему, днем они на охоте, - ответил человек.
- Вот и хорошо, - сказал Необычный, - в это время я и отдохну там.
В полдень он подошел к караван-сараю и увидел, что вся земля вокруг
истоптана животными. До вечера было еще много времени, и Необычный решил
пока выспаться. Проснувшись с наступлением сумерек, он спрятался в
укромном месте и стал дожидаться прихода зверей: ему хотелось узнать, для
чего они собираются здесь.
Вскоре в большой зал вошло множество зверей, во главе которых
выступал лев, их царь. Звери по очереди приветствовали льва и сообщали ему
о том, что было известно только им и никому из людей. Один из них доложил
льву, что неподалеку от этого места есть пещера, где спрятаны
драгоценности - сокровищница Караташа, легендарного Черного Камня. Другой
зверь рассказал, что прямо здесь, в караван-сарае, под полом хранится клад
из золотых монет, который стережет крыса. Она не может ни потратить их, ни
расстаться с ними, и каждое утро выносит их на поверхность. Третья история
была о некоей безумной принцессе, и эта история, самая странная из всего,
что там было рассказано, удивила даже Необычного. Дело было в том, что в
соседней долине жила собака, которая стерегла стадо
|
|