|
же идею, как "Ученик чародея". Он появляется в
творчестве Руми и, кроме того, весьма часто повторяется в устных
дервишских преданиях об Иисусе. Этих преданий существует великое
множество.
Традиция относит к своим знаменитым "продолжателям" также одного из
первых, кто носил титул "суфий" на Западе - Джабира, сына аль-Хайана,
латинского Гебера, считающегося также родоначальником христианской
алхимии.
Он умер приблизительно в 79 году. Первоначально Джабир был сабием
(сабизм - культ небесных светил). Согласно западным авторам, ему
принадлежат важные химические открытия.
В ПАРФЮМЕРНОМ РЯДУ
Мусорщик, проходя через парфюмерный ряд, вдруг потерял сознание и
упал на мостовую. Изо всех лавок к нему бросились люди и принялись
опрыскивать его ароматной водой, чтобы привести в чувство. Но ему от этого
становилось еще хуже.
К счастью, мимо проходил человек, который раньше тоже был мусорщиком.
Он тут же понял, в чем дело, и поднес к носу пострадавшего что-то дурно
пахнущее. Мусорщик тут же пришел в себя и радостно воскликнул:
- Вот истинное благовоние!
Ты должен подготовиться к переходу туда, где многие вещи, к которым
ты привык здесь, покинут тебя. После смерти твое "я" должно будет
откликнуться на влияния, которые ты еще здесь имеешь возможность испытать.
Если ты сохранишь свою привязанность к нескольким знакомым вещам, ты
станешь несчастным, подобно мусорщику, очутившемуся в парфюмерном ряду.
Мораль этой притчи очевидна. Аль-Газали приводит ее в своей работе
"Алхимия счастья" (XI век), желая подчеркнуть суфийское учение о том, что
очень немногое из знакомого мира связано с "другим измерением".
ПРИТЧА О ЖАДНЫХ СЫНОВЬЯХ
Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были
ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал своих синовей и сказал
им, что если они будут копать на таком-то и таком-то поле, они найдут
зарытые там сокровища.
Только крестьянин умер, его сыновья пошли на поле и стали усердно и
внимательно перекапывать его вдоль и поперек, но никаких сокровищ так и не
обнаружили.
Не найдя в земле ни единой монеты, они решили, что отец, по-видимому,
по своей щедрости раздал все золото, но забыл об этом, - и прекратили
поиски. Но внезапно их осенило: раз уж земля вскопана, на ней ведь можно
что-то посадить. Братья засеяли поле пшеницей и спустя несколько месяцев
собрали богатый урожай.
Продав пшеницу, они целый год жили в достатке.
Однако когда урожай был собран, у них снова появилась мысль о большом
богатстве, которое они могли проглядеть, и братья заново перекопали поле,
- но с тем же успехом.
Так за несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать
времена года, о чем прежде не имели никакого представления. Тут-то они и
поняли, почему их отец применил к ним такой метод воспитания, и стали
честными и зажиточными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают
достаточным богатством и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.
Так же обстоят дела и с изучением науки о человеческой судьбе и
смысле жизни: учитель, сталкивающийся с нетерпеливостью, смятением и
жадностью учеников, должен побудить их совершать действия, которые, как он
знает, помогут им развиться, но истинная функция и цель этих действий
самим ученикам часто остается неизвестной из-за их незрелости.
Эта история, подчеркивающая, что в человеке могут развиваться
какие-то определенные способности, хотя он сам пытается развить совершенно
другое, чрезвычайно широко известна.
Ее популярность можно объяснить предпосылаемой ей обычно преамбулой:
"Те, кто повторяют этот рассказ, приобретут больше, чем могут
предположить".
История эта публиковалась францисканцем Роджером Бэконом (у которого
можно найти ссылки на суфийскую философию и который преподавал в Оксфорде,
откуда был удален по приказу Папы) и химиком XVII столетия Беэрхааве.
Настоящая версия рассказа приписывается суфию Хасану из Басры,
жившему около 12 столетий назад.
СУЩНОСТЬ УЧЕНИЧЕСТВА
|
|