|
тельствую, что это истинная правда, как на
высших уровнях существования, так и на низших.
Доказательством этого может послужить история о всаднике и змее,
оставленная потомству великим мудрецом.
Некий всадник, проезжая однажды по дороге, издали увидел, как
маленькая ядовитая змея вползла в раскрытый рот спящего на земле человека.
Всадник понял, что если несчастному позволить спать дальше, то яд
наверняка убьет его. Подхлестнув своего коня, он в одно мгновение оказался
возле спящего и что есть силы стал стегать его кнутом, пока тот не вскочил
на ноги с вытаращенными от страха глазами. Не давая ему времени
опомниться, всадник погнал его к дереву, под которым валялось множество
гнилых яблок, и заставил его их есть, потом ударами кнута пригнал его к
реке и приказал пить воду большими глотками.
Человек то и дело пытался удрать от мучителя.
- Что я тебе сделал, о враг рода человеческого?! - стонал несчастный,
захлебываясь водой. - За что ты издеваешься надо мной?!
Но всадник был неумолим. До самых сумерек он истязал человека, и в
конце концов тот, теряя сознание, упал на землю, его стало рвать, и вместе
с гнильем и водой он выплюнул змею.
Только тогда спасенный понял, какая ему угрожала опасность, и стал
просить у своего избавителя прощения.
В таком же положении находимся и мы. Читая этот рассказ, не принимай
буквального за аллегорию и не ищи аллегории в том, что должно быть понятно
буквально. Тот, кто наделен знанием, несет на себе ответственность. Не
имеющий знания живет только своими предположениями.
Спасенный человек сказал всаднику: "Если бы ты сразу объяснил мне, в
чем дело, я принял бы твое лечение с большой охотой".
Всадник ответил: "Если бы я рассказал тебе все с самого начала, ты бы
мне все равно не поверил, или тебя сковал бы страх, или ты убежал бы, или,
наконец, снова заснул, ища забвения, и тогда было бы уже слишком поздно".
Сказав это, таинственный всадник пришпорил коня и ускакал прочь.
Салим Абдали, живший с 17 по 1765 год, навлек на суфиев со стороны
интеллектуалов множество яростных нападок, заявив, что суфийский мастер
может знать, какая опасность угрожает человеку, и в случае необходимости
применить быстрые и иногда парадоксальные меры для его спасения. Это
утверждение привело в дикое бешенство тех, кто не понимал, что он имеет в
виду.
Историю "Всадник и змея" Абдали заимствовал у Руми. Даже сегодня
многим людям придется не по душе идея рассказа. Тем не менее, эту идею в
той или иной форме принимают все суфии. В комментарии на рассказ Хайдар
Гул сказал только следующее: "существует предел, который человечеству
вредно переступать, завеса, скрывающая истину, чтобы не повредить тем, чей
ум закрыт".
ИСА И НЕВЕРУЮЩИЕ
Мастер Джалал ад-дин Руми и другие рассказывают, что однажды Иса, сын
Марии, шел по пустыне невдалеке от Иерусалима с несколькими людьми, в
которых еще сильна была жадность.
Они умоляли Ису назвать тайное слово, воскрещающее мертвых.
- Если я сообщу вам эту тайну, - отвечал им Иса, - вы неправильно
воспользуетесь ею.
Люди же настаивали на своем:
- Мы подготовлены к такому знанию, - сказали они, - и вполне
заслуживаем его. Кроме того, оно укрепит нашу веру.
- Вы сами не знаете, о чем просите, - возразил Иса, но все же открыл
им великое слово.
Немного позже, вновь оказавшись в пустыне, эти люди увидели на земле
кучу побелевших от времени костей.
- Давайте попробуем могущество Слова, - сказали они друг другу и
хором произнесли его.
Только они его произнесли, как вдруг кости соединились в скелет,
который стал обрастать мясом, мясо покрылось шерстью, и вот перед ними
предстал дикий хищный зверь. Ожившее чудовище набросилось на них и
разорвало их на куски.
Имеющие разум поймут. Люди менее развитые сумеют развиться, изучая
эту историю.
Иса, о котором здесь идет речь, - это Иисус, сын Марии. Рассказ
воплощает в себе такую
|
|