|
ело над ним большой власти, и он считал, что по
сравнению с его достоинствами невнимательность - весьма незначительный
недостаток. Так, иногда он оставлял без помощи некоторых нуждающихся
людей, потому что порой не замечал их нужду. Любовь и служение также
временами оказывались забытыми - когда он бывал поглощен своими личными
нуждами или даже желаниями.
Он любил спать и частенько засыпал именно в те моменты, которые были
благоприятны поиску знания или пониманию его и практике подлинного
смирения, или тогда, когда можно было бы увеличить число добрых дел -
такие возможности он просыпал; а ведь они уже больше не возвращались.
Невнимательность оказывала на его сущностное "я" не меньшее влияние,
чем его добрые качества.
И вот однажды он умер. Обнаружив себя за пределами этой жизни, добрый
человек направился к райской обители. Пройдя немного, он решил
передохнуть, чтобы проверить свою совесть. Все тщательно взвесив, он
пришел к выводу, что вполне достоин войти в райские чертоги, и продолжил
свой путь.
Подойдя, наконец, к райским воротам, он увидел, что они закрыты, и в
этот момент услышал голос, обращенный к нему: "Будь внимателен, ибо ворота
открываются только раз в сто лет". Добрый человек устроился неподалеку
ждать, взволнованный предвкушаемой перспективой. Однако, не будучи занят в
этот момент, как обычно, совершением добродетельных поступков, он
обнаружил, что у него плохо с вниманием: в течение некоторого времени,
которое ему самому показалось целым веком, он старался не заснуть, но в
конце концов голова его склонилась на грудь, и сон на какое-то мгновение
смежил его веки. И в этот миг ворота широко распахнулись. Но прежде, чем
он успел открыть глаза, они захлопнулись с шумом и грохотом, которые могли
бы разбудить и мертвого.
Эта любимая обучающая история дервишей иногда называется "притчей о
невнимательности". Несмотря на то, что данная история широко известна как
народная сказка, сведения о ее происхождении утеряны. Некоторые
приписывают ее Хазрату Али, четвертому халифу. Другие говорят, что она так
важна, что могла быть тайно передана самим пророком. Ее, конечно, нельзя
встретить ни в одном из достоверных хадисов пророка.
Литературная форма, в которой она представлена здесь, позаимствована
из работ одного неизвестного дервиша ХVII века, Амир-Бабы, в которых
подчеркивается, что "истинным автором является тот, чьи писания анонимны,
так как в этом случае никто не становится между изучающим и предметом
изучения".
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОМНИЛ О СМЕРТИ
Однажды один дервиш сел на корабль, чтобы отправиться в морское
путешествие. Увидев его на борту корабля, другие пассажиры, как водится в
таких случаях, стали один за другим подходить к нему за напутствиями. Всем
им он говорил одно и то же и, казалось, просто повторял одну из тех
формул, которые каждый дервиш время от времени делает объектом своего
внимания. Он говорил: "Зная, что твой конец неминуем, помни о смерти".
Почти никто из путешественников не обратил особого внимания на этот
совет.
Но вот корабль поплыл. Много ли, мало ли он плыл, только вскоре
разыгрался свирепый шторм. Матросы, а вместе с ними и все пассажиры в
панике повалились на колени и стали молиться Богу. Считая себя почти
погибшими, они по очереди возносили к небесам неистовые молитвы, ожидая
помощи свыше.
Все это время дервиш без всяких движений сидел в стороне и спокойно о
чем-то размышлял. Всеобщая паника словно бы его не касалась.
Наконец, ветер поутих, море успокоилось, и из-за туч выглянуло ясное
солнце. Придя в себя, пассажиры обратили внимание на безмятежность дервиша
и вспомнили, какое спокойствие он хранил среди всеобщего ужаса. "Разве вы
не осознавали во время этого шторма, что только одни доски отделяли нас от
смерти?" - спросил один из них.
- О да, конечно, - ответил дервиш, - я знал, что на море всегда так,
но еще на суше я часто размышлял над тем, что в обычной жизни, среди самых
повседневных событий, нечто еще менее прочное отделяет нас от смерти.
Эта история принадлежит Абу Йазиду (Байазиду) из Бистама - местности,
расположенной на южном побережье Каспийского моря. Он был одним из
величайших суфиев др
|
|