|
вности. Умер в 875 году.
Его дед был зороастрийцем, затем принявшим ислам. Байазид проходил
курс эзотерического развития у мастера Абу Али Синда, который был
недостаточно знаком с внешними ритуалами ислама; некоторые ученые
предполагали, что Абу Али был индуистом, и что Байазид фактически обучался
индийским мистическим методам. Однако ни один из суфийских авторитетов,
достойных доверия, не соглашается с этим.
Последователи Байазида входят в орден Бистамийа.
ВСПЫЛЬЧИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Жил-был человек, который по малейшему поводу впадал в гнев. Многие
годы наблюдая за собой, он пришел к выводу, что вся его жизнь полна
непреодолимых трудностей из-за такой его вспыльчивости.
Стал он думать, как бы ему избавиться от этой черты. И вот прослышал
он об одном дервише, который, мол, обладает глубоким знанием. Пошел он к
нему за советом.
Дервиш сказал ему: "Ступай по такой-то дороге, пока не придешь к
перепутью, где увидишь засохшее дерево. Стань под этим деревом и каждому
прохожему предлагай напиться".
Человек сделал, как ему было сказано. Прошло много дней, и люди стали
его примечать; повсюду разнеслись слухи, что он взял на себя обет творить
милостыню и следует особому курсу самоконтроля под руководством
совершенного мудреца.
Однажды один путник, который, видимо, очень торопился, отвернул
голову, когда тот человек предложил ему напиться воды, и поспешно
продолжал свой путь. Вспыльчивый человек крикнул ему вдогонку: "Постой,
ответь на мое приветствие и испей воды, которую я предлагаю всем
путникам!" Но тот даже не обернулся. Он еще несколько раз окликнул его, но
не получил никакого ответа.
Возмущенный такой неучтивостью, человек тут же обо всем позабыл. Он
быстро снял свое ружье, висевшее на сухом дереве, прицелился в
удаляющегося грубияна и выстрелил.
Пешеход замертво повалился на землю, и в тот же миг произошло чудо:
сухое дерево расцвело.
Сраженный пулей оказался закоренелым убийцей и был как раз на пути к
совершению самого ужасного преступления в своей жизни.
Итак, как видите, есть два рода советчиков. Первые чисто механически
повторяют какие-то установленные принципы. Вторые - это люди знания. Те,
кто встречает людей знания, ждут от них нравоучений и относятся к ним, как
к моралистам. Но цель этих людей служить истине, а не оправдывать
благочестивые надежды.
Дервиш, фигурирующий в этой истории, говорят, никто иной, как Наджм
ад-дин Кубра - один из величайших суфийских святых. Он основал орден
Кубравийа ("Величайшее братство"), который имеет много общего с основанным
позднее орденом святого Франциска Ассизкого. Как и святой из Ассизи, Наджм
ад-дин прославился своей сверхестественной властью над животными.
Наджмад-дин был одним из шестисот тысяч горожан, погибших во время
разрушения Хорезма (в Центральной Азии) в 1221 году. Утверждают, что
монгольский завоеватель Чингиз-хан, зная о его славе, обещал сохранить ему
жизнь, если он добровольно сдастся. Но Наджм ад-дин Кубра вышел вместе с
другими на защиту города и позднее был найден среди убитых.
Предвидя эту катастрофу, Наджм ад-дин незадолго до нашествия
монгольских орд отпустил от себя своих учеников и направил их в безопасные
места.
СОБАКА И ОСЕЛ
Один человек изучил язык животных. Однажды он прогуливался по
деревне, как вдруг его внимание привлек какой-то шум. В конце улицы он
увидел осла, отчаянно ревущего на собаку, которая что есть сил лаяла на
него.
Человек приблизился и стал слушать.
- Все это говорит только о траве и пастбищах, - говорила собака, - я
же хочу тебе поведать о мясе и костях, ибо я этим питаюсь.
Тут человек не мог более сдерживаться и вмешался в их разговор:
- Вы могли бы придти к чему-то общему, если бы поняли, что полезность
сена подобна полезности мяса.
Животные резко обернулись к незванному гостю. Собака на него свирепо
залаяла, а осел так сильно его лягнул задними ногами, что он свалился без
чувств.
Не обращая на него больше никакого внимания, они продолжили свой
спор.
Эта басня, напоминающая одну из басен Руми, вз
|
|