|
рифа своим наследником, он был бы бессилен помешать общине
узурпировать его владения. По крайней мере, наследство уменьшилось бы.
Поэтому он доверил все вам, предвидя, что если вы будете считать это
наследство своей собственностью, то будете заботиться о нем и сохраните
его для Арифа. Вот почему, заботясь о сохранении и передаче своих богатств
в верные руки, он составил столь мудрое завещание. Теперь как раз пришло
время возвратить их законному владельцу.
Итак, наследство возвратилось к истинному наследнику благодаря тому,
что старшие сумели увидеть правду.
В этой истории подчеркнуто суфийское учение о том, что люди желают
для себя то, что они должны желать для других. Ее рассказал Саид Кхаус Али
Шах, святой из ордена Кадирийа, который умер в 1881 году и захоронен в
Панипате.
Эта идея сама по себе не оригинальна, хотя в фольклоре это сказание
служит иллюстрацией того, что наследство в конце концов возвращается к
достойным наследникам, несмотря на то, что в течение многих лет они были
бессильны отстоять его.
В некоторых дервишских кругах сказанию дают следующее толкование: "Ты
владеешь многими дарами, которые тебе даны только на время; когда ты
поймешь это, ты сможешь вернуть их законному владельцу".
КЛЯТВА
Один человек, измученный бесконечными неудачами, поклялся, что если
несчастья оставят его, он продаст свой дом и раздаст все деньги, которые
получит за него, нищим.
Через некоторое время судьба стала милостивой к нему, и он вспомнил о
своей клятве. Но ему не хотелось терять так много денег, и тогда он
придумал выход из положения.
Он объявил, что продаст свой дом, но с кошкой в придачу. За дом он
просил одну серебряную монету, а за кошку - десять тысяч.
Вскоре пришел покупатель и купил дом и кошку. Одну монету, полученную
за дом, человек отдал беднякам, а десять тысяч, вырученные за кошку,
оставил себе.
Многие люди мыслят так же, как этот человек. Они решают следовать
какому-нибудь учению, но свою связь с ним истолковывают так, как им
выгодно. До тех пор, пока они не преодолеют этой тенденции путем особой
тренировки, они вообще не смогут учиться.
Согласно дервишскому рассказчику, шейху Насир аль-Дину Шаху, в этой
притче иллюстрируется умышленный обман или, возможно, извращенный ум,
бессознательно создающий подобного рода обман. Этот шейх, известный под
титулом "Светоч Дели", умер в 1846 году. Его гробница расположена в Дели,
в Индии.
Настоящий вариант рассказа, приписываемый ему, взят из устных
преданий ордена Чиштийа.
Притча используется для того, чтобы ознакомить с психологической
техникой, имеющей целью сделать ум стабильным, исключить для него
возможность самообмана.
ИДИОТ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ
К пробуждению можно придти различными путями. Но только один путь
является правильным. Человек спит; он должен пробудиться правильным
способом. Послушайте историю об одном невежественном человеке, который
проснулся неправильно.
Глупец попал однажды в огромный город и, увидев на улицах множество
снующих туда и сюда людей, оторопел. На ночь он устроился в караван-сарае,
но, боясь, что утром не сможет найти себя в этой толпе людей, он, прежде
чем уснуть, привязал к ноге тыкву.
Один шутник, наблюдая за ним, все понял. Он дождался, пока глупец
заснул, отвязал от его ноги тыкву и привязал ее к своей. Затем он улегся
рядом и уснул. Проснувшись утром, глупец первым делом стал искать тыкву.
Увидев ее на ноге другого человека, он решил, что тот человек и есть он
сам. В совершенном смятении он растолкал того человека и закричал: "Если
ты - это я, то скажи мне, ради небес, кто я и где я?"
Эта сказка, появившаяся также в Насреддиновском сборнике анекдотов,
популярных по всей Средней Азии, дошла до нас в великом классическом
духовном произведении "Саламан и Абсаль" мистика ХV столетия Абд ар-Рахман
Джами.
Он родился на берегах Оксуса, а умер в Герате, оставив после себя
славу величайшего персидского поэта.
Джами вызывал яростные нападки святош своей откровенностью и особенно
заявлением, что он никого не считает своим учителем, кроме собственного
отца.
КАК ВОЗНИК
|
|