|
н сказал суфию:
- Если ты и впрямь сильный, как ты мне показал, то почему же тогда ты
не смог прорыть канал быстрее и рыл его в час по чайной ложке?
- Потому, - ответил мастер, - что никакое дело не может быть сделано
должным образом без минимальной затраты усилий. Определенные усилия
требуются для всего. Вот и я затратил минимум усилий, необходимый для
рытья канала. К тому же я знаю, что ты - существо настолько привязанное к
своим привычкам, что все равно всегда будешь пользоваться бычьей шкурой.
Эту историю можно часто слышать в чайханах Центральной Азии. Она
очень напоминает европейские народные сказки средних веков.
Настоящий вариант ее взят из Маджла - дервишской коллекции, впервые
записанной Никаяти в ХI столетии, как сообщается в конце минускрипта. Но в
том виде, в каком история приводится здесь, она датируется XVII веком.
КУПЕЦ И ХРИСТИАНСКИЙ ДЕРВИШ
Один богатый купец из Тебриза приехал в Конию в поисках мудреца,
который помог бы ему в его затруднениях. Побывав у религиозных
руководителей, законоведов и других умных людей, он прослышал о Руми и
пришел к нему.
Купец взял с собой 5 золотых монет, решив поднести их мудрецу. Когда
он вошел в приемный зал и увидел Мауляну, его охватило волнение. Джалал
ад-дин произнес:
- Твои 5 золотых приняты. Но ты потерял 2, и это привело тебя
сюда. Бог наказал тебя, но он также показывает тебе нечто. Теперь все у
тебя наладится.
Проницательность Руми изумила купца. Руми продолжал:
- Тебе пришлось испытать много трудностей из-за того, что ты однажды,
далеко на западе, в христианском мире проходил мимо христианского дервиша,
лежащего на улице, и плюнул на него. Найди его, попроси прощения и передай
ему наш привет.
Тут купец пришел в совершенное замешательство, увидев, что его душа -
открытая книга для Руми.
- Смотри, - сказал Джалал ад-дин, - сейчас мы покажем его тебе.
С этими словами мастер прикоснулся к стене комнаты, и взору купца
открылась базарная площадь в Европе с лежащим на ней святым. Купец,
отшатнувшись от этой сцены, ушел от мастера, глубоко потрясенный.
Он немедля отправился в Европу и нашел христианского мудреца лежащим
на земле. Когда он приблизился, франкский дервиш сказал:
- Наш мастер Джалал ад-дин связался со мной.
Купец взглянул в том направлении, куда указывал дервиш, и увидел,
словно на картине, Джалал ад-дина, который пропел такие стихи:
"И для рубина, и для простой гальки - для всего есть место на Его
холме".
Возвратившись назад в Конию, купец передал поклон франкского святого
Джалаад-дину и обосновался в дервишской общине.
Современные академические исследования немного прояснили, насколько
Руми повлиял на западную мысль и литературу. Нет сомнения, что у него были
западные ученики; кроме того, его истории появляются в сказках Г. Х.
Андерсена, у Джестера Монорма и даже у Шекспира.
На востоке традиционно повторяется весьма важное утверждение о связи
Руми с западными мистиками и мыслителями.
Настоящий вариант рассказа "Купец и христианский дервиш" взят из
манускрипта Афлаки "Манакиб ал-арифин" (жития ранних дервишей ордена
Мевлевийа), датируемого 1353 годом.
ЗОЛОТОЕ СОКРОВИЩЕ
Давным-давно жил-был купец по имени Абдул Малик. За его щедрость люди
прозвали его добрым человеком из Хорасана. Абдул Малик постоянно жертвовал
из своих несметных богатств на благотворительные цели и часто устраивал
пиры для бедняков.
Но вот однажды он задумался над тем, что отдает лишь малую толику
своих богатств, и что истинная цена его щедрости ничтожна по сравнению с
удовольствием, которое она ему доставляет. И он тут же решил раздать на
благо людей все до последнего гроша.
Так Абдул Малик расстался со всем своим состоянием.
Когда он освободился от всего, чем владел, в ожидании встречи с тем,
что приготовила для него жизнь, как-то раз во время медитации перед ним
возникло странное видение: прямо на его глазах стала вырисовываться, как
будто вырастая из пола, загадочная фигура дервиша в залатанных одеждах.
- О Абдул Малик, добрый человек из Хорасана, - нараспев произнес
Дервиш, - я - твое
|
|