|
еальное "я", теперь ставшее для тебя почти осязаемым
потому, что ты проявил истинную щедрость, по сравнению с которой твоя
репутация щедрого человека - ничто. И за это, а также за то, что ты сумел
расстаться со своими богатствами, не думая о своем удовлетворении, я
награждаю тебя из реального источника наград.
С этого дня я буду появляться перед тобой каждый день в этом облике.
Ты будешь ударять меня, и я буду превращаться в золотую статую. Ты можешь
отламывать от статуи столько золота, сколько пожелаешь. И пусть тебя не
беспокоит, что этим ты принесешь мне ущерб, ибо сколько бы ты ни взял, все
это будет восстанавливаться из источника всех даров.
Сказав так, он исчез.
На следующее утро Малика пришел навестить его друг Бай Акал. Только
они уселись, перед ними возник призрак дервиша. Малик ударил его палкой, и
дервиш, повалившись на пол, превратился в золото. Немного золота Малик
взял себе и немного подарил своему гостю.
Возвратившись к себе домой, Бай Акал, не зная, что всему этому
предшествовало, стал думать, как бы и ему совершить подобное чудо. Он
много слышал о чудесных силах дервишей и пришел к такому выводу: чтобы
заполучить золото, достаточно избить дервиша.
Бай Акал во всеуслышание объявил, что устраивает богатый пир, на
который приглашаются все желающие дервиши.
В назначенный день к дому Бай Акала потекли толпы дервишей. Усадив их
всех за стол, он стал их обильно потчевать, пока они не наелись досыта.
Затем он схватил железный прут и принялся лупить их так, что направо и
налево падали избитые и покалеченные тела. Наконец нескольким дервишам
удалось схватить безумца, и они привели его к судье. Дервиши предъявили
Бай Акалу обвинение и в доказательство представили своих раненых
собратьев. Бай Акал стал оправдываться и рассказал все, что случилось в
доме Малика.
Малика вызвали в суд. Но по дороге его золотое "я" нашептало ему, что
говорить судье.
Представ перед судом, он сказал:
- С вашего позволения, должен заметить, что, по моему мнению, этот
человек сошел с ума или как-то пытается оправдать свою склонность без
причины нападать на людей. Я в самом деле его знаю; но все то, что он
рассказывает, совершенно не соответствует действительности.
Итак, Бай Акала поместили в сумасшедший дом; там он пробыл некоторое
время, пока не успокоился. Дервиши почти тут же выздоровели благодаря
какой-то известной им науке. И никто не верил, что такое изумительное
событие как превращение человека в золотую статую, могло когда-нибудь
действительно случиться.
А Малик всю оставшуюся жизнь, пока не отправился к своим предкам,
продолжал разбивать статую, которая была им самим, и раздавать сокровища
своего "я" тем, кому он мог помочь только материально.
Дервишская традиция говорит о том, что священники передают свои
морально-возвышенные учения в иносказательной форме, но дервиши свои
учения скрывают еще лучше, так как только усилия человека к пониманию,
либо усилия со стороны обучающего мастера создают тот эффект, который
действительно помогает внутреннему изменению изучающего.
Эта сказка еще больше походит на притчу, чем большинство ей подобных.
Но дервиш, который рассказывал ее на базарах Пешевара в начале XIX века,
предупреждал:
- Размышляй над первой частью рассказа - там ты найдешь метод; не
обращай внимания на мораль.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОДСВЕЧНИК
Однажды, давным-давно, одна бедная вдова сидела у окна в своем доме и
глядела на улицу, как вдруг увидела убогого дервиша, устало плетущегося по
дороге. Его изможденный вид, залатанная одежда, покрытая пылью, взывали к
состраданию и требовали участия.
Выбежав из дома, женщина окликнула дервиша:
- Благородный дервиш, - обратилась она к нему, - я знаю, что ты один
из избранных. Но иногда даже такие ничтожные, как я, могут оказаться
полезными искателям. Войди в мой дом и отдохни немного, ибо сказано:
"Тому, кто помогает друзьям, будет послана помощь, а тот, кто помешает им,
встретит препятствие на своем пути, но как это случится и когда - людям
неведомо".
- Благодарю тебя, добрая женщина, - ответил дервиш и вошел в дом. Он
провел у нее несколько дней и за это время прекрасно отдохнул и
восстановил свои силы.
У вдовы был сын по имени Абдулла, который всю свою жизнь только тем и
занимался, что рубил лес и отвозил дрова на ближайший базар. Будущее не
сулило ему никаких счастливых изменений; работа дров
|
|