Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
Миланский эдикт, согласно которому христиане  получали  разрешение  свободно
отправлять свой культ. Христианские  общины  получили  также  право  владеть
землей; отобранное у них во время гонений имущество возвращалось им. Начался
процесс превращения христианства  в  государственную  религию.  Руководители
христианской церкви  получили  наконец  возможность  использовать  всю  мощь
государственного аппарата империи для внедрения одной определенной  доктрины
и для гонения не только (или даже не столько)  на  язычников,  но  и  на  те
христианские учения, которые они считали еретическими.  Императорам  в  свою
очередь нужна была единая церковь с единым учением, единым  централизованным
руководством,  которое  соответствовало  бы   централизованному   управлению
империей.  Чтобы  разобраться  в  междоусобной  борьбе  христиан,  император
Константин (306-337 гг.) потребовал, чтобы епископы  представили  ему  копии
"священных" книг. Начались длительные совещания,  епископы  созывали  съезды
(соборы), обменивались посланиями, чтобы точно установить  канон.  Только  в
363 г., уже после смерти императора Константина, на соборе в  Лаодикее  было
принято  решение  разослать  по  христианским  общинам  письма  с   перечнем
канонических произведений.
     В Лаодикейский канон  вошли  все  произведения,  которые  позднее  были
включены в Новый завет, кроме Откровения Иоанна. В 367 г. в письме  епископа
Афанасия были названы  уже  все  27  произведений  Нового  завета.  Спорными
остались Дидахе и "Пастырь" Гермы. Но  этот  список  не  был  окончательным:
христиане Сирии и в  IV  в.  не  признавали  Откровения  Иоанна;  египетские
(коптские) христиане совсем не приняли ортодоксального учения  (у  них  были
свои "священные" книги).
     В 419 г. на Карфагенском соборе окончательно был утвержден список  книг
Нового завета. К этому времени исчезло и понятие  сомнительности,  спорности
христианских писаний.  Ведь  оно  создавало  возможность  для  инотолкования
"священного писания". А этого господствующая церковь не могла допустить. Все
книги, которые не вошли в Новый  завет,  стали  называться  апокрифическими,
тайными. Но не  все  их  было  запрещено  читать  верующим;  некоторые  были
допущены для домашнего  чтения.  К  таким  относились  созданные  уже  после
основных  "священных"  книг  различные  повествования,  дополняющие  скудные
биографические сведения об  Иисусе,  Марии,  Иосифе  и  других  евангельских
персонажах.  Эти  писания  наполнены  рассказами   о   чудесах,   различными
сказочными мотивами, близкими разноплеменному  составу  христиан,  привыкших
слышать вокруг себя  пересказы  языческих  мифов  и  преданий,  сообщения  о
чудесах, знамениях, предсказаниях и т. п. Таковы евангелия  детства  Иисуса,
"История Иакова о рождении Марии", сочинения анонимного  автора  IV  в.  "Об
успении Марии", Евангелие Никодима и др. Они не были включены в канон  из-за
их позднего происхождения и явной фантастичности. Они не излагали  догматики
и поучении и не были связаны с традициями ранней христианской литературы. Но
популярность их  в  поздней  империи  и  в  раннем  средневековье,  когда  в
христианство обращались массы людей, принесших в новую религию свои  древние
верования, была достаточно велика. Одно из  евангелий  детства  Иисуса,  так
называемое Евангелие Фомы (не следует путать с одноименным произведением  из
хенобоскионской библиотеки!), известно, например, в пяти  версиях:  двух  на
греческом, одной на сирийском и двух на латинском языке.
     Те же сочинения, чье содержание существенно  противоречило  победившему
направлению в христианстве, читать строго запрещалось. Эти  книги  считались
не просто апокрифическими,  а  запрещенными,  "отрешенными".  Первый  список
"отрешенных"  книг  был  составлен  в  V  в.  в  Восточной  Римской  Империи
(Византии). Вошедшие в него книги  просто  уничтожались.  Они  действительно
стали тайными, секретными книгами. Поэтому большинство ранних  апокрифов  до
нас не дошло или дошло только в отрывках и  цитатах.  Исключение  составляют
те, которые археологам удалось обнаружить в песках Египта. Между тем  именно
эти ранние, когда-то почитавшиеся не меньше тех, что вошли в Новый завет,  и
созданные параллельно с  ними  писания  позволяют  глубже  и  полнее  узнать
историю формирования  и  распространения  раннего  христианства,  определить
направления, по которым шла борьба между христианскими общинами.

II.

ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ


                       Кумранская община и христиане

     Прежде чем говорить о содержании  христианских  "священных"  книг  и  о
расхождениях между ними, следует охарактеризовать ту обстановку,  в  которой
существовали первые христианские объединения, складывались  их  верования  и
проводились записи этих книг {Более подробно  история  раннего  христианства
рассмотрена в книгах: Ленцман Я. А. Происхождение  христианства.  М.,  1958;
Ковалев С. И. Основные  вопросы  возникновения  христианства.  М.-Л.,  1964;
Кубланов М. М. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. Искания. М., 1974.}.
     Своими корнями христианство уходит в учения иудейских религиозных сект.
Иудея на рубеже нашей  эры  находилась  под  властью  Рима.  Хотя  некоторые
внутренние вопросы, прежде всего судебные и  религиозные,  решало  жречество
Иерусалимского храма и синедрион {Синедрион - орган внутреннего управления с
некоторыми судебными и политическими полномочиями. В него  входили  жрецы  и
представители светской  знати.  Во  главе  синедриона  стоял  первосвященник
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-