Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
не таковы".
     Такое же разнообразие проповедей и проповедников отражено и в посланиях
Павла: в первом послании  к  коринфянам  автор  его  пишет,  что  коринфских
христиан раздирают споры: "...у вас говорят: "я Павлов", "я  Аполлосов",  "я
Кифии", "а я Христов" (1:12). Призывая к единомыслию, автор посланий в  свою
очередь  спорил  с  "иным  благовестием",  со   "старшими",   или   высшими,
апостолами; обвинял Петра в лицемерии (К галатам, 2:11-13). В  свою  очередь
те христиане, которые  сохраняли  иудейскую  обрядность,  главным  апостолом
почитали Петра, а Павла называли лжеапостолом, как об этом пишет Ириней.
     Мы  не  всегда  можем  точно  определить,  в  чем  именно   заключались
расхождения  между  отдельными   проповедниками,   но   само   существование
расхождений не вызывает сомнений. Да иначе и быть  не  могло.  Проповедуя  в
разной этнической среде людям с разными  религиозными  традициями,  бродячие
пророки  и  фразеологически  и  по  существу  передавали  легенды,   притчи,
поучения, связанные с именем галилейского проповедника Иисуса, применительно
к особенностям восприятия своих слушателей. Для христиан из  иудеев  главную
роль  играли  библейские  пророчества,  перефразированные   установления   и
поучения иудейской секты ессеев, жившей в районе Мертвого  моря,  с  которой
были  связаны  первые  палестинские  христиане.  Но  проповедовать   римским
беднякам только словами иудейских "священных" книг было  невозможно.  И  вот
очередной проповедник, собравший горстку  слушателей  в  душных  подземельях
Рима, начинал рассказ о бедствиях Иисуса знакомыми им словами: "Лисицы имеют
норы, и птицы небесные - гнезда, а сын человеческий не имеет, где приклонить
голову..." (Матфей, 8:20). Похожие слова когда-то звучали в речах  защитника
римских крестьян Тиберия Гракха; во всяком случае, эти слова  вложил  в  его
уста писатель Плутарх, живший на рубеже I и II вв.: "И дикие звери в  Италии
имеют логова и норы, куда они могут прятаться, а люди, которые  сражаются  и
умирают за Италию, не  владеют  в  ней  ничем,  кроме  воздуха  и  света..."
(Плутарх. Тиберий  Гракх,  9).  И  галилейский  пророк  становился  ближе  и
понятнее потомкам  тех  римских  крестьян,  которые  когда-то  выступали  за
Гракха...
     Различия в отдельных догматах, обрядах, этических нормах у разных групп
христиан были  еще  более  существенными,  чем  различия  в  образном  строе
проповедей или отдельных словоупотреблениях. Мы рассмотрим  эти  различия  в
последующих  главах,  когда  будем  рассказывать  о  конкретном   содержании
апокрифических писаний.
     Поддержать   сознание   правоты    у    малочисленных    последователей
христианства, изолировавших себя от окружающего греко-римского общества, его
мировоззрения и этики,  противопоставлявших  себя  стихии  языческого  мира,
могла только слепая вера.  Но  такую  веру  могли  внушить  и  внушали  лишь
проповедники-фанатики, которые каждое слово свое  считали  истинным,  а  все
иные слова - ложными. Такова была парадоксальность развития  первоначального
христианства. Каждый проповедник стремился объединить, сплотить христиан,  и
в  этой  борьбе  за  сплочение  каждый  называл  другого,  хоть   в   чем-то
расходящегося с ним проповедника лжепророком. И все эти пророки в борьбе  за
распространение "единственно правильной" веры вели между  собой  беспощадную
борьбу.
     Наиболее деятельные проповедники  стремились  насадить  свое  понимание
христианства  как  можно  шире  в   разных   христианских   общинах.   Таким
проповедникам приходилось не только произносить устные  речи,  но  и  писать
послания, напоминая, переубеждая, хваля или, наоборот, угрожая карой,  в  те
города, куда они не могли прийти сами  и  куда  посылали  с  письмами  своих
сторонников.  Письма  эти  были  предназначены  для   чтения   вслух   перед
собравшимися верующими.  К  такого  рода  письмам  относится  и  большинство
посланий  Павла  {Не  все  послания,  автором  которых   назван   Павел,   в
действительности  принадлежали  этому  христианскому  деятелю.  К  подлинным
посланиям обычно относят послание к римлянам,  оба  послания  к  коринфянам,
послание к галатам. Некоторые исследователи присоединяют к  ним  послания  к
филиппинцам, послание к фессалоникийцам и первое послание к  Филимону  (см.:
Кубланов М. М. Новый  завет.  Поиски  и  находки.  М.,  1968,  с.  109-110).
Наиболее ранние послания отражают положение  в  христианских  общинах  перед
первым иудейским восстанием.}, который, согласно христианской  легенде,  был
сначала ревностным гонителем христианства, а потом стал еще более ревностным
его приверженцем. Поскольку  эти  письма  -  не  богословские  трактаты,  не
обобщение всего вероучения, а защита определенных взглядов  на  христианство
перед конкретными  (уже  принявшими  христианство)  группами  людей,  то  ни
жизнеописания Иисуса, ни системы его учения в посланиях Павла нет.
     С течением  времени  расхождения  между  различными  вариантами  устной
традиции становились все значительнее. Шли споры относительно  необходимости
соблюдения обрядов и норм иудейской религии. Менялись представления о  путях
спасения. "Страшный суд" отодвигался в неопределенное будущее. Как мы увидим
дальше, проблема царства божия (его сущность, "местонахождение", возможность
его достижения) станет одной из  важнейших  теологических  проблем,  которую
будут обсуждать христиане во II в. Непрерывные споры  христиан  между  собой
были заметны и их противникам.  Так,  философ  II  в.  Цельс  писал  о  них:
"Вначале их было немного и у них  было  единомыслие,  а  размножившись,  они
распадаются тотчас же и раскалываются: каждый хочет иметь  свою  собственную
фракцию..."

                         Отбор "священных писаний"
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-