|
описании тех или иных событий из жизни Иисуса. Авторы евангелий стремились
таким образом доказать, что ветхозаветные пророчества о мессии относились
именно к Иисусу. Существуют в Новом завете заимствования и из других книг
Ветхого завета. Святость "закона и пророков", как обычно христиане
обозначали иудейские религиозные книги, не позволяла им писать новые
"священные" книги.
В науке существует точка зрения (правда, не общепринятая), что первыми
христианскими записями были сборники цитат из Ветхого завета, прежде всего
тех, где речь шла об ожидаемом мессии (так называемые свидетельства -
тестимонии).
Но не только "священность" древних библейских писаний предопределяла
преимущественно устный характер проповеди нового религиозного учения, В
античном мире роль устного слова вообще была исключительно велика.
Рукописные книги были дороги и малодоступны, да и уровень грамотности за
пределами древних городских центров был не столь высок. Но главное все же
было не в этом. А в том, что всюду, где существовали самоуправляющиеся
коллективы - общины или города-государства, устными выступлениями
пользовались очень широко: речи произносились в народных собраниях и на
заседаниях городских советов; от умело построенной речи, произнесенной в
судебном заседании, часто зависел исход дела. Речи всегда были обращены к
коллективу, прежде всего к коллективу граждан. Они не просто несли
информацию, а были рассчитаны на возбуждение определенной реакции
слушателей. Такое совместное слушание сплачивало людей, создавало ощущение
их причастности к "общему делу". Писатель II в. Лукиан передает легенду о
том, что "отец истории" Геродот приехал на Олимпийские игры и там стал
читать свою историю. Сам Лукиан также отправился в Македонию, чтобы
рассказать о своих произведениях. И в городах, потерявших свою независимость
в составе Римской империи, продолжало существовать публичное красноречие:
там были свои любимые ораторы и философы, свои "златоусты", хотя часто
выступления их сводились к восхвалению императоров.
Первые христиане, среди которых было много людей, не входивших в
гражданский коллектив городов, в которых они жили, - переселенцев,
вольноотпущенников, рабов, не признавали официальных публичных торжеств,
религиозных празднеств, но и эти люди, собираясь где-нибудь за городом или в
опустевших ремесленных мастерских, ощущали свою общность, слушая пришедшего
к ним проповедника. Эта общность, в свою очередь, усиливала эмоциональное
воздействие устного слова. Такое воздействие вряд ли могло оказать
уединенное чтение записей о жизни Иисуса или библейских пророчеств.
У первых христиан не было потребности в записях своего учения еще и
потому, что обещания спасения, установления тысячелетнего царства божия на
земле были обращены именно к ним, к "этому" поколению. Главным в общинах
первых христиан было учить и проповедовать, а не писать. Еще во II в.
сохранились разные бродячие проповедники, которых ярко описал противник
христианства Цельс: "Многие безвестные личности в храмах и вне храмов,
некоторые даже нищенствующие, бродящие по городам и лагерям, очень легко,
когда представляется случай, начинают держать себя, как прорицатели. Каждому
удобно и привычно заявлять: "Я - бог, или дух божий, или сын божий. Я
явился. Мир погибает и вы, люди, гибнете за грехи. Я хочу вас спасти. И вы
скоро увидите меня возвращающимся с силой небесной. Блажен, кто теперь меня
почтит; на всех же прочих, на их города и земли я пошлю вечный огонь... А
кто послушался меня, тем я дарую вечное спасение". К этим угрозам они вслед
за тем прибавляют непонятные, полусумасшедшие, совершенно невнятные речи,
смысла которых ни один здравомыслящий человек не откроет; они сбивчивы и
пусты, но дураку или шарлатану они дают повод использовать сказанное, в
каком направлении ему будет угодно".
Хотя Цельс и не называет здесь прямо христиан, но излагаемое им
содержание проповеди указывает на ее христианское происхождение.
Многие современные ученые полагают, что в период устного
распространения христианства сложились отдельные "блоки" традиции: речения,
притчи, сказания о чудесах, эпизоды, иллюстрирующие библейские пророчества.
Разные проповедники применительно к своему пониманию нового учения
по-разному соединяли эти "блоки", кое-что выбрасывая, кое-что добавляя.
Одним из первых христианских сочинений, специально предназначенным для
чтения, было Откровение Иоанна - описание страшного суда ("чему надлежит
быть вскоре"), переполненное символами, аллегориями, устрашающими образами.
В это описание надо было вчитываться, "входить" эмоционально; и само такое
вчитывание представлялось мистическим действом. Но таких сочинений было
немного. По мнению советских исследователей, разделяющих точку зрения Ф.
Энгельса, Откровение Иоанна - самое раннее произведение из вошедших в Новый
завет; оно было написано в конце 60-х годов I в. Судя по нему, в небольших
еще в то время христианских общинах действовали различные проповедники и шли
нескончаемые споры.
В Откровении Иоанна, адресованном христианам нескольких малоазийских
городов, упоминаются последователи таких спорящих друг с другом
проповедников внутри христианских общин: николаиты, сторонники Валаама,
сторонники пророчицы Иезавели. Все эти группы осуждаются автором
Апокалипсиса. Автор с похвалой отзывается об эфесских христианах, за то, что
они не послушались "тех, которые называют себя апостолами, а на самом деле
не таковы". Христиане Смирны, пребывающие "в нищете и скорби", еще и "терпят
злословие" от тех, которые "говорят о себе, что они иудеи, а на самом деле
|
|