Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
организации и привнесли в них свои представления и некоторые обряды. Недаром
день рождения  солнца  стал  днем  рождения  Иисуса  Христа.  Идеи  мирового
дуализма  также  неминуемо  проникали  в  христианские  учения,  сливаясь  с
отголосками представлений о войне "сынов света" с "сынами  тьмы",  созданных
еще кумранитами...
     Сходные идеи  были  распространены  и  в  других  религиозных  учениях,
которые  проповедовали  при  этом  мистическое  слияние  с   божеством   как
единственное средство спасения от зла. Одним из таких учений был  герметизм,
связанный   с   поклонением    Гермесу    Триждывеличайшему    (Трисмегист),
объединившему образы греческого бога Гермеса  и  египетского  бога  Тота.  В
трактатах герметистов дается описание сотворения  мира,  определяется  место
человека в этом мире и указываются пути воссоединения с божеством.  По  этим
верованиям, земля и весь телесный мир - зло, "темное начало". Они созданы не
богом,  который  представляет  собой  абсолютное  благо,  свет  и  жизнь,  а
промежуточными  силами.  Из  высшего  божества  проистекают  логос  (разум),
демиург (творец) и человек (который тоже состоит из  света  и  жизни).  Душа
отдельного человека опускается через космические сферы от  света  к  тьме  и
теряет свое совершенство. Чтобы спастись, нужно пробудить  в  душе  отблески
света и воссоединиться с божеством.
     Одним  из  способов  воссоединения   с   божеством,   согласно   учению
почитателей Гермеса, было употребление магических заклинаний, основанных  на
"знании" истинной сущности и истинного имени бога. Вот как звучало  одно  из
таких заклинаний: "Войди в меня, Гермес, как зародыш  в  лоно  женщины...  Я
знаю твое имя, воссиявшее  на  небе,  и  все  образы  твои...  Я  знаю  твои
варварские имена и твое истинное имя, начертанное на священной стене в храме
в Гермополе, откуда ты родом. Я знаю тебя, Гермес, а ты меня. Я - ты, а ты -
я". Для учения герметистов характерен дуализм,  но  не  изначальный,  как  в
иранских культах, а возникший в процессе творения мира. Все телесное, в  том
числе и телесная  сторона  человеческого  бытия,  представлялось  им  тьмой,
стремящейся поглотить и уничтожить свет.
     Характерно  появление  в  этот  период  культа  абстрактного   человека
(конкретные  люди  отличаются  от  этого  своего  прообраза  тем,  что   они
"испорчены" своей "телесностью" и общением с телесным миром). Культ  этот  в
крайней форме отражал тот распад традиционных коллективных связей в  Римской
империи, о котором мы уже не раз говорили. Ощущение  своей  изолированности,
потребность  преодолеть  ее  и  пробудили  фантастическое  представление  об
абстрактнем  прачеловеке,   предшествующем   миротворению,   как   выражении
общечеловеческой общности.
     Все эти учения, существовавшие до и наряду с христианством, не могли не
проникать и в христианские общины. Совокупность идей о непознаваемом боге  и
мире, созданном не благим богом, а низшими силами, о логосе  как  посреднике
между божеством и  миром,  о  человеке,  который  должен  пробудить  в  себе
истинное знание о боге и благодаря  этому  "знанию"  (по-гречески  "гносис")
соединиться с божеством, христианские  писатели,  защищавшие  ортодоксальное
направление, называли  гностическими  идеями  {Проблемы  гностицизма  и  его
изучения  рассмотрены  в  статье  М.  К.  Трофимовой  "Гностицизм.  Пути   и
возможности его изучения". - Палестинский сборник. Л.,  1978,  вып.  26,  с.
107-123.}. Важным аспектом  гностического  восприятия  человека  было  также
представление о том, что он  состоит  из  тела,  души  и  духа;  первые  два
компонента  исходят  от  низших  сил,  которые  наделили   человека   своими
свойствами. Дух (пневма) исходит от божества; это его отблеск.  Только  тот,
кто открывает в  себе  этот  отблеск,  становится  избранным,  неподвластным
действию космических сил, управляющих телесным миром.
     Гностицизм не был единым религиозно-философским течением, не был  он  и
самоназванием какого-то определенного учения. Гностические идеи  проявлялись
в разных сектах (например, в палестинских и сирийских сектах  последователей
Иоанна  Крестителя,  в   упомянутых   выше   группах   почитателей   Гермеса
Трисмегиста); эти секты,  группы  и  философско-религиозные  школы  не  были
связаны  между  собой  и  часто  враждовали  друг  с  другом.  Проникнув   в
христианство  или,  наоборот,  восприняв  отдельные  элементы  христианского
учения, гностические учения (может быть, вернее было бы сказать гностический
способ мировосприятия) становятся важным фактором христианского движения.  В
дошедших до нас произведениях христианских писателей II в. (особенно  второй
его половины) и начала III в. много места уделяется борьбе с гностицизмом, с
идеей гносиса.
     Гностический подход к миру и его  "спасителю"  (воспринятый,  вероятно,
через дуализм эбионитов,  через  учение  о  логосе  Филона  и  еще  какие-то
источники, о которых до  сих  пор  идут  споры  в  науке)  проявился  уже  в
некоторых произведениях Нового завета. Характерно в  этом  отношении  начало
Евангелия от Иоанна: "В начале было слово (в греческом подлиннике-  логос.И.
С.), и слово было у бога, и слово было бог" (1:1). Этот логос, по Иоанну,  и
был Христос: "Слово стало плотию, и обитало с нами..." (1:14), т. е. извечно
существующий логос воплотился в Иисусе. В четвертом евангелии нет рассказа о
рождении Иисуса от Марии. Образ  Иисуса  в  нем  существенно  отличается  от
пророка  иудео-христиан,  черты   которого   сохранились   в   первых   трех
канонических евангелиях. Основное требование к последователям нового учения,
вложенное в уста Иисуса, - обрести в себе дух. Только те, кто  действительно
имеют в себе частицу божественного духа, могут достичь царства божия.  "Если
кто не родится от воды (т. е. крещения. - И. С.) и духа, не  может  войти  в
царствие божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух"
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-