Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
объяснял существование веры в богов тем, что некогда это были добродетельные
люди, герои; в благодарность за их деятельность потомки чтят их и воздают им
божественные почести.}, в наиболее кризисные эпохи, когда рушились привычные
жизненные устои, когда войны перекраивали  сложившиеся  веками  государства,
когда люди особенно остро ощущали свою беспомощность  перед  непонятными  им
общественными  силами,  распространялось  мифотворчество  и   мифологическое
восприятие  мира.  При  таком  восприятии  логическое   объяснение   явлений
заменяется образами и символами и реализуется "возможность _превращения_  (и
притом  незаметного,  несознаваемого  человеком  превращения)   абстрактного
понятия, идеи в _фантазию_ (in letzter Instanz {В конечном счете. - Ред.}  =
бога)" {Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 330.}.

                              Учение о логосе

     Взаимопроникновение мифологии и философии, столь характерное для II-III
вв.,  дало  возможность  перевести  чувственно-образную   основу   мифов   в
теоретические  системы  с  усложненной  символикой,  в  которых  абстрактные
понятия выступают как сами по себе действующие  сущности.  Многие  из  таких
систем не были рассчитаны  на  логическое  их  понимание;  они  должны  были
восприниматься  как  цельный  образ,  как  картина,  за  которой  скрывается
непостижимая таинственная сущность мира.
     Еще в I в.  н.  э.  философ  Филон  из  Александрии  Египетской  создал
философское  учение,  в  котором  пытался  сочетать  иудейскую   религию   с
идеалистической греческой философией. Бог, по учению  Филона,  существо,  не
обладающее никакими качествами, не имеющее протяженности, охватывающее все в
мире. Познать и выразить его невозможно. Посредником между  этим  абсолютным
божеством и реальным миром служит логос - слово, разум. Мир  (космос)  всего
лишь отображение логоса. Логос - порождение бога, первый  ангел.  Ниже  него
находятся  "силы  божий",  воздействующие  на  мир  и  человека:   благость,
милосердие, справедливость, могущество, мудрость. По Филону,  человек  через
логос может достичь общения с божеством в блаженном экстазе.
     Философия  Филона  оказала  большое  влияние  на  христианство.  Многим
христианам было ближе представление о логосе, таинственной  силе,  исходящей
от еще более таинственного, непознаваемого бога, чем образ  бедного  пророка
из Галилеи, связанного с  иудейскими  сектантами  и  проповедовавшего  среди
рыбаков, нищих и прокаженных.
     Разочарование в  окружающей  действительности,  в  учениях  о  разумном
устройстве мира приводило к тому, что в религии и философии  все  явственней
проступала идея о двойственной природе мира, о непрерывной  борьбе  добра  и
зла. Эту идею мы  встречали  еще  у  кумранских  сектантов,  но  теперь  она
становится  ведущей  в  социальной  психологии  самых  разнообразных   слоев
населения. Зло представляется такой же силой, как и добро, злые  божества  и
демоны ведут постоянную борьбу с  добрыми  божествами;  этим  и  объясняется
наличие зла и несправедливости в мире (ведь даже "благочестивые" и  "мудрые"
императоры, такие, как Марк Аврелий, не смогли исправить это зло!).
     Конечно, идея дуализма не возникла на пустом месте. Она  уходит  своими
корнями в древние иранские культы. Согласно им, доброе божество  Ахура-Мазда
ведет постоянную борьбу с духом зла Ангра-Манью.
     Оба они одинаково участвовали в создании мира: добрый  дух  создал  все
полезное и прекрасное, злой -  гее  вредное  и  нечистое  (болезни,  смерть,
хищных зверей и т. п.). У каждого из этих божеств  есть  помощники,  которые
ведут борьбу  вместе  с  ними.  В  конечном  итоге  победу  должен  одержать
Ахура-Мазда.
     Одним  из  помощников  Ахура-Мазды  в  иранских  верованиях   выступало
солнечное  божество  Митра,  который  одновременно  считался  олицетворением
справедливости (его имя означает "договор"). На рубеже нашей эры культ Митры
обособляется и затем начинает распространяться в Римской империи, а во IIIII
вв. становится одним из ведущих  религиозных  течений,  по  существу  особой
религией (митраизм). В митраизме солнечное божество представлялось воителем,
побеждающим быка, символизировавшего злое начало; его чтили как спасителя  и
создателя мира. Почитатели Митры верили, что после его окончательной  победы
установится  царство  справедливости,  где   все   его   приверженцы   будут
вознаграждены. Его называли "непобедимым солнцем",  справедливым  божеством.
Существовали  особые  празднества-мистерии,  посвященные   этому   божеству.
Главным праздником Митры  был  день  солнцеворота  -  25  декабря  (рождение
солнца).
     Поскольку Митра изображался в виде воина,  побеждающего  чудовище-быка,
он считался покровителем воинов, а также моряков. Римские  солдаты  разнесли
культ Митры по всем провинциям империи; не только на востоке, но и на западе
можно было встретить святилища в его честь. Даже в далекой от Рима Британии,
на территории современного Лондона, учеными  было  открыто  святилище  этого
бога.
     В митраизме много черт, сходных с христианством, и прежде всего вера  в
спасителя,  побеждающего  зло,  рожденная  общими  духовными   потребностями
народных масс того времени. Однако культ Митры, при всей  его  популярности,
не мог соперничать с христианством: в  мистериях  принимали  участие  только
мужчины; чтобы вступить в  общину  митраистов,  нужно  было  пройти  суровые
физические испытания; вступление это сопровождалось сложными  обрядами.  Тем
не менее влияние на христианство митраизма, как и иранских  культов  вообще,
было велико. Вероятно, немало мнтраистов вошли со  временем  в  христианские
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-