Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
определенный идеологический перелом. Коренные римляне перестают  чувствовать
себя особой группой,  возвышающейся  над  остальными  народами:  все  больше
провинциалов проникает даже в такой высокий римский орган, как  сенат.  Хотя
формально все еще продолжают сохраняться некогда выборные  должностные  лица
(например, консулы), решающую роль в управлении не только в провинциях, но и
в Риме теперь  играют  лица,  назначаемые  императором.  Рим  перестал  быть
центром римского гражданского коллектива - он стал столицей огромной империи
с таким же пестрым населением, как и население всей державы.
     Разумеется, все, о чем мы здесь говорим, не было спецификой  только  II
в., само возникновение империи на рубеже нашей эры означало крушение системы
античных полисов, в том числе и Рима как  города-государства,  но,  пожалуй,
именно в период правления Антонинов это крушение было осознано всеми общест-
венными слоями.
     Если в I в., в период  правления  императоров,  жестоко  преследовавших
своих противников, например Нерона и Домициана, могла сохраняться надежда на
приход "хорошего" императора, на возможность "разумного" правления,  то  при
Антонинах, деятельных, способных правителях,  отказавшихся  от  террора,  не
поощрявших доносов, стало ясно, что  "хорошие"  императоры  тоже  ничего  не
изменили в самой системе империи, только сделали ее еще  более  порочной,  а
вместо    возвращения    гражданским    общинам    самоуправления    усилили
бюрократический аппарат. Что же касается экономического  положения  империи,
то и при этих правителях в целом оно было далеко не  блестящим.  Так,  самый
"спокойный" из Антонинов - Антонин Пий, вступив  на  престол,  вынужден  был
отменить  недоимки  по  государственным  налогам,  которые  достигли   таких
размеров, что их все равно нельзя было собрать. Помня о  страшном  иудейском
восстании Бар-Кохбы при своем  предшественнике  Адриане,  Антонин  несколько
смягчил  вероисповедную  политику:  иудеям  было  разрешено  исполнять  свои
обряды. Разумеется, все это преподносилось как благодеяние мудрого,  щедрого
и  милостивого  императора.  Казалось,  что  этот  правитель   действительно
пользуется поддержкой народа. Однако, когда в  Египте  начались  волнения  и
египетский хлеб не был вовремя подвезен в Рим,  голодная  беднота  забросала
камнями повозку "благочестивого" Антонина.
     При  преемнике  Антонина  -  Марке  Аврелии  резко  ухудшилось  внешнее
положение империи: римлянам пришлось вести изнурительные войны с германскими
племенами. А в 70-80-х годах II в. начались внутренние смуты: в 174-175  гг.
вспыхнуло восстание земледельцев в Египте; в 187 г. в  Галлии  некто  Матери
организовал отряды из беглых солдат и рабов; в 189 г. произошел бунт в Риме.
Опасаясь заговора, император Коммод снова прибег к казням и  преследованиям.
Стабильность империи оказалась на поверку иллюзорной.
     В  период  укрепления  императорской  власти,  когда  римская   держава
представлялась вечной  и  неизменной,  глубокая  апатия  охватила  все  слои
общества; настроения пессимизма  и  неустроенности  стали  доминирующими  не
только  среди  бедняков.  Когда  же  снова  начались  внутренние  и  внешние
конфликты, убийства и смены императоров, когда  развращенные  преторианцы  -
солдаты личной гвардии императора - после убийства очередного  императора  в
конце II в.  устроили  аукцион,  на  котором  продали  императорскую  корону
богатому сенатору, апатия сменилась отчаянием, мир стал казаться воплощением
зла  не  только  отдельным  философам  или  религиозным  фанатикам,   но   и
представителям разных общественных слоев, в том числе и высших.
     Эти настроения проникли даже  в  императорский  дворец.  Марк  Аврелий,
предпоследний правитель из династии Антонинов, был философом, последователем
стоицизма.  Император  по  положению,  философ  по  призванию,  он   понимал
несоответствие своей деятельности тому учению, которое он  проповедовал.  Он
оставил после себя сочинение "К самому себе", представляющее  размышления  о
смысле жизни, о нормах поведения.  Этот  человек,  находившийся  на  вершине
могущества, сознавал неустойчивость всех жизненных благ, в том числе и своей
власти. Только философия, по мнению  Марка  Аврелия,  может  оказать  помощь
человеку в этом смутном мире. Но какие советы  может  дать  философия?  "Чти
богов и заботься о благе людей", - отвечает на этот  вопрос  императорстоик.
Больше ничего от человека не зависит.  "Что  бы  ни  случилось  с  тобой,  -
говорит Марк Аврелий,оно предопределено тебе от века. И сплетение  причин  с
самого начала связало твое существование с данным  событием".  По  существу,
выхода нет: человек не может сам спастись ни в реальном, ни в  потустороннем
мире, его судьба предопределена.
     С глубокой тревогой пишет Марк Аврелий о  разрыве  общественных  связей
между людьми. Верный принципам античного мировоззрения, он  призывает  их  к
единению, которое заложено в самой природе. "Одни только  разумные  существа
забывают ныне о стремлении и склонности друг к другу, только  среди  них  не
замечается слияния воедино. Но как ни избегают люди единения, все же  им  не
уйти от него, ибо природа сильнее их".
     Практическая деятельность Марка Аврелия, который не смог  предотвратить
надвигающийся кризис империи, показала несостоятельность  и  его  философии.
Стоицизм  уже  не  мог  дать  сколько-нибудь  удовлетворительные  ответы  на
вопросы, волновавшие людей того времени.
     Кризис античного миропорядка и античного мировоззрения, представлявшего
мир (космос) основанным на разуме и гармонии, а человека  -  частицей  этого
разумного  мира,  привел  к  тому,  что  снова  возродилось   мифологическое
мышление. Правда, мифотворчество в древнем  мире  никогда  не  прекращалось.
Невзирая  на  все  попытки  греческих  философов   и   ученых   дать   мифам
рационалистическое толкование {Так,  например,  греческий  писатель  Евгемер
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-