|
Кризис общественный и кризис духовный
Второй век был во многих отношениях переломной эпохой в истории Римской
империи. Это было время ее наивысшего расцвета - экономического подъема
провинций, политической стабилизации; время завершения тех социальных
процессов, которые начались в период становления империи. Но это также было
время обострения старых и вызревания новых противоречий, которые в конце
века привели к внешнему и внутреннему кризису империи, вылившемуся в
длительную (вплоть до конца следующего столетия) борьбу классов, социальных
прослоек, армий. Существенные изменения произошли в идеологии всех слоев
общества империи. Они не могли не сказаться на развитии христианства,
которое впитывало в себя взгляды, верования, настроения окружающего мира; и
чем больше новых людей приходило в христианские общины из этого языческого
мира, тем большее влияние он оказывал на христианскую религию.
Почти все второе столетие в империи правила династия Антонинов - одна
из самых "благополучных" династий римских императоров. Казалось, ничто не
могло угрожать их власти. Колоссальная держава раскинулась от Пиренеев до
Армянского нагорья, от Дуная до Евфрата. Император Адриан отказался от
дальнейшего расширения империи, и население ее могло передохнуть от
напряжения длительных военных походов. Хорошо организованный, разветвленный
бюрократический аппарат, который составляли к тому времени в основном
выходцы из провинции, ставшие, по существу, профессиональными чиновниками,
держал под неусыпным контролем всех жителей империи. Для чиновников были
введены строгое прохождение должностей от низших к высшим и почетная
титулатура, соответствовавшая каждому рангу: превосходнейшие мужи, виднейшие
мужи, светлейшие мужи (все, даже низшие, чиновники именовались в
превосходной степени). Бюрократия являлась особым сословием (со своей
иерархией и внутренней взаимозависимостью), противопоставленным остальному
населению. Человек, находившийся на императорской службе, был
"превосходнейшим" или "виднейшим" не по своим личным качествам, а по той
должности, которую он занимал.
В период правления Антонинов происходит некоторое улучшение правового
положения рабов: рабовладельцам было запрещено убивать своих рабов; если раб
убежал от господина из-за его жестокости и искал убежища у статуи
императора, то такого раба не возвращали господину. Это было связано с рядом
причин, в том числе с изменением экономического положения рабов. Все больше
рабов получали от своих хозяев участки земли и небольшое имущество; они сами
вели свое хозяйство и платили подати господину. Благодаря этой новой форме
эксплуатации рабовладельцы избавлялись от необходимости содержать
дорогостоящий аппарат надсмотрщиков, а у рабов повышалась заинтересованность
в результатах своего труда. Но если условия жизни рабов в известной степени
улучшались, то положение свободных крестьян в целом по империи ухудшалось:
разоряясь, они попадали в зависимость от крупных землевладельцев,
становились мелкими арендаторами - колонами. В восточных провинциях целые
сельские общины оказались на землях крупных собственников, главным образом
императорских приближенных и самих императоров. Происходила нивелировка в
фактическом положении основных производителей в сельском хозяйстве - рабов и
колонов. Но мелкое хозяйство, хотя оно и создавало иллюзию самостоятельности
у посаженных на землю рабов или арендаторов, не могло обеспечить
достаточного уровня сельскохозяйственного производства, и любое стихийное
бедствие, колебание цен на зерно угрожали земледельцам голодом и разорением.
То, что казалось улучшением положения, привело на деле к его ухудшению, В
такой обстановке ощущение безысходности охватывало все большие массы
населения.
Важным фактором развития империи во II в. была социально-экономическая
и политическая нивелировка входивших в нее областей. Происходило усиленное
градостроительство в западных провинциях, особенно в Галлии. Ветераны после
окончания службы в армии получали наделы в провинциях, образовывали целые
поселения. На западе также начинается рост крупного землевладения,
появляются колоны и рабы, посаженные на землю. Урбанизация запада означала
конец племенных связей, изживание родо-племенной идеологии. А что вместо
этого могла предложить галлам или иберам римская держава? Идею незыблемости
римского (угнетающего их!) государства, культ владыки мира - императора и
видимость общественной жизни в новых городах под надзором римских
наместников?
Распад коллективных связей был ощутим в эту эпоху и в греко-восточных
провинциях, где происходит разрушение самой экономической основы полисов,
существовавшей с древних времен. Когда-то в городах-государствах только
граждане могли владеть землей; гражданская община контролировала
деятельность своих членов. Стать гражданином можно было или по рождению, или
по особому постановлению народного собрания соответствующего города. Теперь
все эти установления теряли смысл. Сначала только римляне свободно
приобретали землю на территории провинциальных городов, а потом это стало
возможным для всех свободных жителей провинций. Можно было считаться
гражданином сразу нескольких городов; привилегии граждан перестали
существовать. Результатом всех этих процессов стало разрушение полисной
идеологии и гражданской солидарности.
Не только в провинциях, но и в самом Риме во II в. происходит
|
|