|
ангелы, - это верующие. Самые лучшие камни достают из глубины вод; эти камни
символизируют мучеников и праведников. Некоторые камни, принесенные для
строительства, откладываются: они олицетворяют грешников, еще имеющих
возможность раскаяться. Камни, символизирующие тяжких грешников, прежде
всего вероотступников, отбрасываются навсегда.
Интересен эпизод с круглыми камнями. Герма описывает прекрасные белые
камни, которые всем пригодны для постройки, кроме формы: они круглы, а башня
строится из квадратных камней. Автор спрашивает, кто такие эти камни, и
получает ответ: "Это те, которые имеют веру, но имеют и богатства века сего,
и когда придет гонение, то ради богатств своих и попечений отрекаются от
Господа". Богатые станут угодны богу, когда уменьшат свои богатства путем
благотворительности. "Вы, которые превосходите других богатством,
отыскивайте алчущих, пока еще не окончена башня. Ибо после, когда башня
будет закончена, вы пожелаете благотворить, но не будете иметь место". Итак,
если богатые христиане частично расстанутся со своим богатством, передав их
нуждающимся, то они станут "камнями квадратными", т. е. пригодными для
построения церкви.
Мысль о необходимости благотворительности проходит через все сочинение
Гермы, он несколько раз возвращается к ней. В конце своего произведения он
описывает тяжелое положение бедняков: "...многие, не вынеся бедственного
положения, причиняют себе смерть. Посему кто знает о бедствии такого
человека и не избавляет его, допускает великий грех и делается виновен в
крови его. Итак, благотворите, сколько кто получил от Господа. Не медлите,
чтобы не окончилось строение башни..."
Для себя Герма не делает исключения: он считает, что, пока был богат,
он был бесполезен богу, разорившись же, стал полезным. В этих отрывках можно
увидеть типичное для многих христиан отношение к богатству: с одной стороны,
богатство мешает верующим, главным образом потому, что привязанность к
мирским благам может привести их к отступничеству, но с другой стороны,
богатые - такой же необходимый компонент общества, как и бедные. Исполненный
сочувствия к тем, кто лишает себя жизни от нужды, Герма единственное
средство видит в добровольной помощи со стороны богатых. Он даже пытается
обосновать взаимную зависимость богатых и бедных: первые, отдавая часть
своего богатства, становятся угодными богу благодаря тому, что бедные
молятся за них, живя за счет подаяния. Правда, у Гермы более ярко, чем в
ряде других христианских сочинений, выражено сочувствие беднякам. Для него
благотворительность не просто средство стать совершенным, как, скажем, в
Евангелии от Матфея, а реальный способ улучшения жизни бедняков. "Берущие по
нужде не будут осуждены", - пишет он. Даже грех лишения себя жизни, если это
сделано по причине бедности, он перекладывает на тех богачей, которые
вовремя не помогли нуждающемуся.
Анализируя позицию автора "Пастыря", можно ясно увидеть, что никаких
социальных преобразований христианство, даже в своей наиболее
демократической форме, предложить не могло. И если в среде изолированных
сектантских групп, таких, как эбиониты Кумрана или эбиониты - почитатели
Иисуса, рождались фантастические образы всеобщего равенства в царстве
божием, то для проповедников типа Гермы никакие иные отношения, чем те,
которые он видел вокруг себя, немыслимы. Он наивно оправдывает существование
богатых божественной волей: бог велел ограничить богатство, но не отнимать
его совсем, чтобы богатые имели возможность помогать бедным. Правда, Герма
продолжает надеяться на второе пришествие, которое положит конец миру сему.
Он считает, что это произойдет, когда будет достроена церковь (попытка дать
понятное большинству объяснение того, почему страшный суд все еще не
наступает: нужно сначала создать единую мощную церковь, объединяющую всех
верующих), Пока идет строительство башни-церкви, у грешников есть еще
возможность раскаяться, но, как только она будет выстроена, будет поздно.
В своем произведении Герма уделяет много внимания тому, какими должны
быть истинно верующие. Они должны обладать такими добродетелями, как вера,
воздержание, сила духа, терпение, простодушие, бодрость, правдивость,
единодушие, любовь и т. п. Эти добродетели были понятны рядовым верующим, и,
может быть, именно ради них были введены такие добродетели, как простодушие
и бодрость - качества, которые помогали жить в неустойчивом, погрязшем в
интригах обществе императорского Рима. Одно из главных зол, согласно
"Пастырю", - стремление к мирским наслаждениям, к роскоши, ибо "всякое
наслаждениебессмысленно для рабов божиих". Герма не фанатик. Он считает, что
даже совершившие значительный грех могут спастись, если раскаются и сохранят
верность христианскому учению. Не будет прощения только вероотступникам и
предателям.
Для Гермы очень важна проповедь церковного единства; без этого церковь
не может быть достроена. Он призывает к прекращению споров. Герме, как и
многим христианам, его современникам, теологические споры были непонятны. С
их точки зрения, эти споры ослабляли христианское движение, мешали созданию
единой церкви. Но церковь, в понимании Гермы, не иерархическая организация с
беспрекословным подчинением паствы своим духовным руководителям; это,
скорее, всеобщее собрание верующих. Монархическому епископату нет места в
его картине объединения всех христиан. Герма не только выступает против
богатых вообще, особое осуждение он высказывает в адрес тех должностных лиц
христианских общин, которые наживаются за счет средств верующих. Так, он
упоминает о диаконах, "которые худо исполняли служение, расхищая блага вдов
и сирот и сами наживаясь от своего служения".
|
|