Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
     Отступники в Апокалипсисе Петра  отличаются  от  тех,  кто  хулил  путь
справедливости, "извращал справедливость".  К  последним  относятся,  скорее
всего, христиане, не  признававшие  того  учения,  которому  следовал  автор
апокалипсиса. Хулители пути справедливости не  были,  по  всей  вероятности,
язычниками - противниками христиан, ибо язычники и так будут  наказаны,  как
идолопоклонники. Для автора этого сочинения, как и для  других  христианских
деятелей II в., борьба с  различными  направлениями  в  христианстве  играла
большую роль. В начале Апокалипсиса Петра говорится о том, что многие  будут
лжепророками и "будут пути и коварные учения гибели, но они будут  сыновьями
гибели". Эти "сыновья гибели" и отправляются в ад. Бесконечные  разногласия,
нарушавшие  связи  между  христианскими  общинами,  ослаблявшие  власть   их
руководителей, замедлявшие распространение нового учения в "языческом мире",
казались автору апокалипсиса не менее опасными, чем отступничество.
     Итак, Апокалипсис Петра знаменует собой своеобразную переходную эпоху в
становлении христианской догматики и этики: внеземной рай в земных  образах;
ад, где мучаются ростовщики, богачи, не желающие помогать беднякам, и  люди,
извращающие  истинное   учение.   Многих   грехов,   которые   будут   потом
преследоваться господствующей церковью, здесь еще нет;  нет  еще  требования
полного подчинения государственной власти, покорности, но уже осуждается  не
богатство, а только отказ в помощи вдовам и сиротам.
     Неудивительно, что Апокалипсис Петра  пользовался  популярностью  среди
христиан: он отражал настроения достаточно широких слоев и, сохраняя отзвуки
идеи первохристиан, отвечал в  то  же  время  потребностям  своего  времени.
Неудивительно  также,  что  церковь  исключила  этот  апокалипсис  из  числа
"священных" книг. Это было сделано не только из-за  слишком  "материального"
изображения в нем рая, но,  вероятно,  и  по  причине  недостаточно  полного
перечня грехов, подлежащих наказанию в аду.

                              "Пастырь" Гермы

     К жанру откровений относится еще одно произведение II  в.  -  "Пастырь"
Гермы, которое долгое  время  многими  христианами  почиталось  священным  и
боговдохновенным. В "Каноне Муратори" его  священность  отвергается  на  том
основании, что оно поздно написано: Герма не был учеником  Иисуса,  он  брат
руководителя  римской  общины  Пия  {}.  Тем  не  менее  такие  христианские
писатели, как Ириней, Ориген,  Климент  Александрийский,  ссылались  на  его
авторитет.  В  IV  в.  против   канонизации   "Пастыря"   выступил   Евсевий
Кесарийский, называвший это сочинение в числе подложных. Однако в древнейшем
дошедшем до нас списке Нового  завета,  так  называемом  Синайском  кодексе,
содержится и "Пастырь"  Гермы,  хотя  в  окончательный  текст  христианского
канона он, как известно, не вошел.
     "Пастырь" отражает несомненно демократическую струю в  христианстве  II
в.; это подтверждается не Некоторые ученые, например Р. Ю. Виппер,  считают,
что "Пастырь" Гермы написан  в  I  в.  в  среде  иудейских  предшественников
христианства. Но большинство исследователей, исходя из свидетельства "Канона
Муратори" и  из  содержания  книги,  относят  "Пастыря"  ко  II  в.  Перевод
"Пастыря" на русский язык помещен в книге  "Памятники  древней  христианской
письменности" (М., 1860, т. II). только отношением его автора  к  богатству,
но и общим стилем изложения, стремлением объяснить и  донести  до  аудитории
смысл притчей и аллегорий, которых в книге очень много. "Пастырь" написан от
лица  самого  Гермы;  он  как   бы   олицетворяет   рядового   "неразумного"
христианина, который задает массу  вопросов,  а  явившиеся  ему  в  видениях
ангелы подробно растолковывают символику этих видений.
     Герма рассказывает о себе: он вольноотпущенник, занимался торговлей, но
разорился. Трудно решить с определенностью, насколько  точны  биографические
данные, приведенные в "Пастыре". Возможно, подлинный  автор,  как  это  было
свойственно  религиозной  литературе  того  времени,  скрывался   здесь   за
вымышленным  или  легендарным  именем;   некоторые   христианские   писатели
отождествляли его  с  Гермой,  одним  из  соратников  Павла,  упоминаемым  в
посланиях. Но для нас важен не столько реальный автор,  сколько  его  образ,
созданный в этом произведении: выходец из низов, пытавшийся выбиться в люди,
нажиться на торговых операциях, обедневший, - типичная  фигура  для  средних
слоев  той  эпохи,  представителей  которых   все   больше   становилось   в
христианских общинах II в. И обращался он к таким  же  людям  -  не  слишком
образованным,  далеким  от  изощренных  богословских   споров,   потерпевшим
жизненные  неудачи,  ищущим  утешение  и  надежду  в  новом,   неофициальном
религиозном учении.
     "Пастырь" получил свое название  по  описываемым  автором  видениям,  в
которых действует человек с  одежде  пастыря.  Книга  эта  состоит  из  трех
частей:  Видения,  Притчи   и   Наставления.   Главные   проблемы,   которые
рассматриваются  в  "Пастыре",  -  этические,  что,  как  мы  уже  говорили,
соответствовало потребностям основной массы верующих. Важное место  занимает
в нем также проповедь необходимости единства формирующейся церкви. Затронуты
Гермой и некоторые вероучительные вопросы.
     Церковь является в видениях Гермы сначала  в  образе  старицы,  которая
"сотворена... прежде всего и для нее сотворен мир". Затем старица  молодеет.
Эта аллегория трактуется как вечное существование церкви,  которое,  однако,
достигается активной деятельностью  верующих:  радуясь  их  рвению,  церковь
становится молодой. Одна из основных мыслей автора раскрыта в  видении,  где
церковь предстает в виде строящейся башни; камни,  из  которых  ее  возводят
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-