Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
проповедники, которые вообще отказывались рассматривать нормы поведения,  но
большинство христиан нуждались в  таких  нормах,  которые  позволяли  бы  им
существовать в окружающем обществе. Большую роль  в  выработке  христианской
этики играли начиная со II в. епископы, которые осуждали тех или иных членов
своей общины не только за расхождения в вероучении, но  и  за  те  поступки,
которые считались недостойными.  И  вознаграждение  за  праведную  жизнь,  и
наказание за грехи ожидало людей, по представлениям христиан того времени, в
потустороннем мире: небесный рай заменил  царство  божие,  а  преисподняя  -
наказание  во  время  страшного  суда.  А  раз  наказание  ждало   человека,
прожившего обычную жизнь,  то  и  грехи  рассматривались  часто  как  вполне
обыденные свершения. Именно  такое  представление  о  грехах  и  отражено  в
описании ада автором Апокалипсиса Петра.
     Интересно сравнить  в  этом  отношении  апокалипсисы  Иоанна  и  Петра.
Откровение Иоанна, созданное в конце I в. {Ф.  Энгельс  в  своей  работе  "К
истории первоначального христианства" (Маркс К., Энгельс  Ф.  Соч.,  т.  22)
подробно рассматривает  вопросы  хронологии  Откровения  Иоанна.  На  основе
тщательного анализа текста,  используя  достижения  библейской  критики,  он
датировал это произведение 68-69 гг.} среди христиан,  еще  не  порвавших  с
иудаизмом,  исполненных  ненависти  к  "великой  блуднице"  -  Риму,  рисует
ужасающие картины гибели людей во время  страшного  суда.  Кто  же  получает
возмездие? Это сам Рим и те, кто  служил  ему,  -  все  язычники,  те  люди,
которые не  раскаялись  в  поклонении  идолам,  "в  убийствах  своих,  ни  в
чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем" (9:20-21).
В Откровении Иоанна угроза  направлена  прежде  всего  против  тех,  кто  не
признает  христианского  бога  и  не  подчиняется  ему;   из   нерелигиозных
преступлений упомянуты убийство, прелюбодеяние, воровство (имеется в виду не
обычная кража, а обман и присвоение чужого). Автор  Апокалипсиса  Иоанна  не
старался детализировать грехи, за которые  будут  наказаны  отдельные  люди:
погибель ждет  многих  и  только  тот,  кто  отмечен  божественной  печатью,
спасется. А как красочно рисуется конец Рима, этой "великой блудницы": "...в
один день придут на нее казни, смерть  и  плач  и  голод,  и  будет  сожжена
огнем... горе, горе _тебе_, великий город,  одетый  в  виссон  и  порфиру  и
багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом. Ибо в  один
час погибло такое богатство" (18:8,16-17).
     Согласно же Апокалипсису Петра в аду  терпят  наказание  не  народы,  а
отдельные люди, и в перечне грехов появляются такие, какие  не  выделял  его
предшественник именно  потому,  что  они  относились  к  поведению  людей  в
продолжающем существовать римском рабовладельческом обществе. Нужно ли  было
Иоанну  выделять  ростовщичество  в  качестве  особого  греха,  когда  любое
приобретение богатства, с  точки  зрения  первых  христиан,  было  злом,  за
которое грозила смерть во время страшного суда? Но время шло, среди христиан
появлялись люди, которые владели участками земли, деньгами, рабами,  которые
вступали в сделки с язычниками. Они хотели согласовать  христианскую  мораль
со своим образом жизни. Бедняки больше всего страдали от ростовщичества;  их
жены  не  знали,  чем  прокормить  своих  детей;  стремление  избавиться  от
беременности столь часто встречалось среди населения  римской  державы,  что
это беспокоило многих деятелей того времени - и мыслителей, и политиков  (мы
уже упоминали об одном религиозном союзе I в.  до  н.  э.,  где  запрещалось
прерывать беременность или содействовать в  этом).  Императоры  из  династии
Антонинов создали  специальный  алиментарный  фонд  для  помощи  беднякам  в
воспитании детей. Но это  помогало  мало.  Надписи  на  надгробиях,  которые
ставили  жители  провинций  своим  умершим  родственникам  (в   них   обычно
перечислялись все члены  семьи  умершего),  свидетельствуют  о  преобладании
малодетных семей. Естественно, что христианские моральные учения должны были
реагировать на все эти настроения и факты повседневной жизни.
     Христианская этика, как она  отражена  в  перечне  грехов  Апокалипсиса
Петра, во многом вобрала в себя общие  правовые  нормы  и  моральный  климат
своего  времени:   убийство,   прелюбодеяние,   лжесвидетельство   считались
преступлением во всех древних  законодательных  системах;  наказание  в  аду
женщин,   убивших   своих   неродившихся   детей,   -   попытка   борьбы   с
распространенным в ту эпоху явлением. Отзвуком выступлений против  богатства
и  богатых  было  причисление  к   грехам   ростовщичества   и   отказа   от
благотворительности. Но как отличается все это от категорического требования
иудео-христиан раздать все богатство, отречься от мира! Богатство,  согласно
Апокалипсису Петра, само по  себе  уже  не  зло;  грех  только  в  нежелании
помогать бедным. Из всех способов  приобретения  богатства  осуждается  лишь
ростовщичество, несправедливость которого была наиболее очевидной и  которое
в первые века империи получает широкое распространение.  Чисто  христианским
грехом становится отступничество, которое, по-видимому, распространялось под
нажимом  властей.  Мы  знаем  из  письма  императора  Траяна,  что   римляне
преследовали христиан прежде всего за открытое неповиновение,  за  нежелание
поклоняться императору как богу;  достаточно  было  признать  божественность
императора,  и  они  освобождались  от  наказания.  Чем   менее   фанатичной
становилась вера последователей нового учения, чем меньше надежд  оставалось
у них на скорое наступление конца света и страшного суда,  тем  больше  было
случаев отступничества, особенно, вероятно, среди зажиточных людей,  которые
стремились сохранить свое  имущество.  Некоторые  отходили  от  христианства
навсегда, некоторые временно, надеясь еще успеть замолить свои грехи. Именно
в борьбе с отступничеством христианские богословы причислили к тяжким грехам
"оставление пути бога".
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-