|
произведение было хорошо известно христианским писателям II в. Оно включено
в первый известный нам список "священных" книг - "Канон Муратори" (правда,
там отмечается, что не все считают возможным читать Апокалипсис Петра в
церкви). Создан был Апокалипсис Петра, вероятно, в начале II в.: в нем
отражены те изменения, которые происходили в христианстве на рубеже двух
первых веков нашей эры.
Апокалипсис Петра, как и новозаветный Апокалипсис Иоанна, представляет
собой описание фантастических видений, "откровений", которые авторы этих
произведений и стремятся поведать своим читателям. В апокрифическом
апокалипсисе рассказывается, как Христос и его ученики идут в гору и им
открываются картины рая и ада. Рай - это место, где находятся
первосвященники и праведники. "...Огромное пространство вне этого мира,
сияющее сверхъярким светом; воздух там сверкал лучами солнца, сама земля
цвела неувядаемыми цветами, была полна ароматов и прекрасноцветущих вечных
растений, приносящих благословенные плоды..." {Перевод Апокалипсиса Петра на
русский язык дан в книге А. Б. Рановича "Первоисточники по истории раннего
христианства" (М., 1933).} В этом месте, "вне мира сего", живут праведники,
одетые в прекрасные, необыкновенной белизны одежды. "Тела их были белее
всякого снега и краснее всякой розы, и красное у них смешано с белым. Я
просто не могу описать их красоту. Волосы у них были волнистые и блестящие,
обрамлявшие их лица и плечи, как венок, сплетенный из нардового цвета и
пестрых цветов, или как радуга в воздухе..."
Это описание - одно из наиболее древних описаний христианского рая,
того царствия небесного, которое постепенно вытесняло из представлений
верующих царство божие на земле. Как некогда в сказаниях, переданных Папием,
рисовалось конкретное, материальное, осязаемое, изобильное земное царство,
так и здесь автор стремится дать конкретное, по существу тоже материальное,
описание рая. Праведники попадут на небеса, они будут жить вне этого мира.
Здесь уже чувствуется противопоставление земной жизни миру потустороннему,
но мир этот мыслится не как нечто абстрактное, бестелесное, лишенное форм.
Он подобен земному миру, только гораздо прекраснее.
Многие христиане, люди простые, далекие от философских учений об
абсолюте, о мистическом соединении души с божеством, не могли отказаться от
своих представлений о счастье и красоте, связанных с земным миром. И если
царство божие на земле отступает в неизвестное будущее, то нужно утешаться
тем, что сказочные "благословенные плоды" ждут их на небе. Праведники в раю
изображаются не бесплотными душами, а людьми с прекрасным телом и в
прекрасных одеждах. Телесность рая - характерный отзвук тех надежд и чаяний
трудящихся масс, которые еще в глубокой древности порождали сказки о
таинственных странах и островах, где царит полное изобилие.
Интересны эстетические особенности описания рая в Апокалипсисе Петра.
Автор стремится произвести впечатление за счет красочных сравнений и
эпитетов: тела праведников белее всякого снега и краснее розы, свет -
сверхъяркий, волосы подобны венку, сплетенному из пестрых цветов, или
радуге. Рай наполнен красками, ароматами, лучами солнца, а сами праведники
так красивы, что их красоту даже нельзя описать. Нищие, калеки, убогие,
презирая богатство сильных мира сего и красоту античных атлетов, все-таки
надеялись с помощью своего спасителя стать более прекрасными, чем эти
атлеты, вдыхать ароматы, которые и не снились владельцам роскошных вилл, и
вкушать необыкновенные плоды. Они не могли полностью освободиться от тех
идеалов, против которых сами же выступали, и рай потусторонний оставался для
них все тем же раем земного благополучия.
Рай Апокалипсиса Петра создан воображением тех верующих, которые уже не
ждали конца света, а может быть, даже боялись его. Разгромы иудейских
восстаний воочию показали, сколько ужасов может принести война, в которой
гибнут и правые и виноватые; и кто знает, сколько еще будет войн и жертв,
прежде чем произойдет наконец последняя война между "сынами света" и "сынами
тьмы" и установится царство божие на земле. Однако спасение на небесах они
представляли в земных образах. Вероятно, именно этот чересчур земной,
чересчур материальный облик христианского рая и смущал тех христианских
богословов, которые в конце II в. не рекомендовали читать Апокалипсис Петра
в собраниях верующих, а затем вообще исключили его из списка "священных"
книг.
В Апокалипсисе Петра описан и ад. Это - место в потустороннем мире, где
и наказуемые грешники, и наказывающие ангелы (а не черти!) облачены в темные
одежды. Кого же считает автор апокрифического апокалипсиса грешниками?
Наказание несут хулившие путь справедливости; извращавшие справедливость;
убийцы, прелюбодеи, женщины, сделавшие себе выкидыш; те, кто хулил и поносил
"путь праведный"; лжесвидетели; богачи, не пожалевшие сирот и вдов;
ростовщики; люди, поклонявшиеся идолам, оставившие путь бога. Перечень
грехов отражает становление христианской этики, которая регламентирует
теперь разные стороны поведения в мире. Поскольку полное отречение от мира
нереально, то нужно было создать систему этических норм, которыми
руководствовались бы все приверженцы новой религии. Уже в посланиях Павла
ставились поведенческие вопросы, например о возможности вступать в брак, о
возможности судиться у язычников и т. п. В дальнейшем этические проблемы
становятся в христианстве все более важными, а руководители христианских
общин, епископы и пресвитеры уделяют им все более пристальное внимание.
Христианская этика, как и догматика, складывалась в борьбе различных
мнений и требований: были группы, выступавшие за крайний аскетизм; были
|
|