|
Некоторые ученые, в частности Робертсон, полагают, что именно после разгрома
восстания Бар-Кохбы в первом послании Павла к фессалоникийцам (в целом более
раннем) появились проклятия в адрес иудеев, "которые убили и господа Иисуса
и его пророков, и нас изгнали, и богу не угождают, и всем человекам
противятся" (2:15).
В Евангелии Петра главные виновники смерти Иисуса - Ирод Антипа,
иудейские старейшины и жрецы. Народ, по существу, непричастен к ней,
раскаяние его после смерти Иисуса велико. Весь сохранившийся отрывок из
Евангелия Петра пронизан ненавистью к иудейским священникам. Очень
определенно они противопоставлены народным массам, страх иудейской верхушки
перед народом подчеркивается тем, что жрецы и старейшины были свидетелями
воскресения Иисуса, поверили в него и тем не менее решили обмануть народ из
опасения "быть побитыми камнями". Ирод Антипа также был фигурой, вызывавшей
ненависть иудейских сектантов. Не случайно ему отведена такая значительная
роль в эпизодах суда над Иисусом.
В Евангелии Петра не снимается вина и с римских стражников. Чтобы
подчеркнуть ее, показана их жестокость по отношению к пожалевшему Иисуса
разбойнику. Своеобразно нарисован в евангелии образ Пилата. Пилат умывает
руки в суде (а не перед толпой, как в новозаветных евангелиях) и спокойно
разрешает Ироду Антипе и другим судьям делать свое дело. Он представляется
скептиком, которому нет дела до религиозных распрей. По просьбе знакомого
иудея он даже готов ходатайствовать перед Иродом о выдаче тела Христа, но в
то же время выполняет просьбу старейшин поставить стражу к гробу Иисуса, а
потом и скрыть его воскресение. Вины в его смерти Пилат за собой не
признает, но соглашается участвовать в обмане народа. Одним словом, там, где
речь идет о предотвращении возможного выступления толпы, римский прокуратор
не колебался.
Пилат, выведенный в Евангелии Петра, вряд ли хоть чем-нибудь напоминал
реального прокуратора Иудеи, известного нам по описанию Иосифа Флавия. Но с
точки зрения общей исторической обстановки этот образ более правомерен, чем
непоследовательный Пилат канонических евангелий. Подобных правителей римских
провинций, делавших себе карьеру на императорской службе, было много, Они в
высшей степени презирали все религиозные споры "черни" и вмешивались в них
только тогда, когда эти споры затрагивали интересы римского господства. По
существу, таким был и Плиний Младший, судивший христиан в Вифинии. Можно
думать, что, описывая Пилата, автор Евангелия Петра имел перед глазами
римских провинциальных наместников времен первых Антонинов {Династия римских
императоров, правившая с 98 по 192 г.}. Задачей евангелиста было не столько
обеление Пилата, сколько решение вопроса о степени вины иудеев в смерти
Иисуса. И в этом вопросе автор Евангелия Петра настойчиво противопоставляет
народ, готовый к раскаянию и к мести за Иисуса, лживым иудейским жрецам.
Евангелие Петра было, вероятно, создано в Сирии в первой половине II в.
Во всяком случае, именно в Сирии оно почиталось в более позднее время.
Обстановку в Палестине автор евангелия знает явно недостаточно хорошо. Но в
то же время его писание было близко иудео-христианам, в кругах которых не
утихали споры с иудейской верхушкой, продолжала жить со времен кумранских
сектантов вражда к первосвященникам. Существует сообщение епископа V в.
Феодорита о том, что Евангелием Петра пользовалась секта назореев. Не
исключено, что оно явилось греческой обработкой более древних арамейских
писаний. Обвинение в антииудаизме, которое выдвинули против этого евангелия
богословы нового времени, представляется несостоятельным. Но, по-видимому,
за этим евангелием стояла та группа иудео-христиан, у которых также начинала
слабеть вера в скорое второе пришествие и которые пытались найти объяснение
бедствиям иудеев, обвиняя в смерти Иисуса не весь народ, а только жречество.
Они жаждали дополнительных чудесных знамений для укрепления своей веры в
божественное предназначение Христа.
Евангелие Петра, как мы уже говорили, было достаточно широко известно в
христианских кругах. Однако при канонизации "священных" книг церковь не
могла признать его: образ не испытавшего страданий Иисуса, прямое
противопоставление народа священникам, явно фантастические детали не могли
удовлетворить руководителей победившей церкви.
Для историков же это евангелие интересно во многих отношениях. Оно
показывает, что в начальный период формирования христианской литературы
существовало несколько версий сказания о суде над Иисусом. Сопоставление
версии Евангелия Петра с новозаветной позволяет выявить явную
тенденциозность последней. Евангелие Петра дает также возможность проследить
постепенные изменения в умонастроениях ранних христиан: автор его как бы
находится между иудео-христианской и новозаветной традицией, с одной
стороны, и гностическими учениями, о которых речь пойдет дальше, - с другой.
Четкой грани между разными направлениями среди христиан еще не было: споры
проходили часто в пределах одной и той же общины. Разные проповедники,
проклиная друг друга, в то же время заимствовали друг у друга отдельные
утверждения и яркие детали. Изменения в образе Иисуса приводили к тому, что
в нем оставалось все меньше человеческого и накапливалось все более
мистического: он делался более всемогущим, но и более далеким от простых
людей, когда-то поверивших в мессию - распятого плотника.
Апокалипсис Петра
Другое писание, связанное с именем Петра, - Апокалипсис. Это
|
|