|
роль.
Мы рассмотрели содержание нескольких фрагментов, иудео-христианских
евангелий. Разумеется, эти евангелия тоже переделывались в процессе борьбы
между отдельными христианскими группами, и мы не можем точно определить
время создания тех отрывков, которые приводят христианские писатели. Но в
целом то немногое, что нам известно об этих евангелиях, позволяет думать,
что религиозные представления, отраженные в них, формировались в I в.
частично в среде палестинских сект, частично в среде иудеев, живших в
восточных провинциях Римской империи. Традиция, использованная
иудео-христианскими писаниями, не менее, а в отдельных случаях более
древняя, чем традиция, которая легла в основу Нового завета.
Эбиониты и назореи, как и создатели Апокалипсиса Иоанна, проповедовали
полное отречение от мира и готовились встретить второе пришествие Христа.
Они надеялись на установление царствия божия на земле и выступали против
богатства. Но подобные настроения и верования не могли быть господствующими
среди широких масс населения римской державы сколько-нибудь длительное
время. Фанатическое ожидание скорого конца света, по мере того как этот
конец отодвигался в неопределенное будущее, ослабевало; да и само
представление о чудесном изобилии в царстве божием было слишком сказочным и
наивным. Никаких путей реального улучшения положения бедняков христиане, по
существу, не знали. Не принимая окружающего их общества, они в то же время
не могли ни изменить его, ни представить себе конкретно какое-либо другое. В
этих условиях в христианском учении все большее место занимают поиски
духовного очищения, вера в награду на небесах. Изменение социального и
этнического состава христиан также способствовало отходу от
иудео-христианства: приверженность эбионитов к иудейской обрядности, чуждой
новообращенным язычникам, не могла не вызывать протеста с их стороны.
Иудео-христианство во II в. становится лишь одним из многочисленных
направлений христианства, с которым формирующаяся церковь ведет ожесточенную
борьбу. Но влияние его продолжало сказываться на протяжении всей истории
раннего христианства, вплоть до официального признания этой новой религии в
IV в.
IV.
ПИСАНИЯ ПЕТРА И "ПАСТЫРЬ" ГЕРМЫ
Евангелие Петра
Среди христианских книг, не признанных церковью, особое место занимают
писания, связанные с именем апостола Петра: отрывок из евангелия, названного
его именем, и Апокалипсис Петра. Оба эти сочинения, очень разные по
содержанию и стилю, отражают важные изменения, происходившие в христианстве
с начала II в.
Согласно Новому завету, Петр был первым учеником Иисуса. Почитание его
играло и играет большую роль в христианской церкви, особенно католической.
По христианской легенде, именно Петр был основателем римской религиозной
общины, соответственно папа римский считается преемником Петра. В Евангелии
от Матфея имеется фраза, которая возвеличивает Петра и на которой основывают
свои притязания папы римские: "Ты - Петр (греч. "камень" - И. С.), и на сем
камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи
царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и
что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (16:18-19). Вероятно,
эта фраза - сравнительно поздняя редакторская вставка. Ее нет в других
канонических евангелиях, ее не упоминают писатели Ив. Появилась она, скорее
всего, тогда, когда римские епископы боролись за создание единой церковной
организации под своим началом. Но Петр почитался не только римской общиной.
И в Деяниях апостолов, и в посланиях Павла он выступает как один из
руководителей палестинской общины, сторонник иудео-христианства, призванный
проповедовать новое учение именно среди иудеев. Поэтому иудео-христианские
группы также считали Петра своим апостолом. Трудно представить себе, чтобы
под именем этого столь почитаемого апостола не появились "священные" книги
первых христиан. В Новый завет включены два небольших послания, написанные
от его имени. Но среди апокрифической литературы существовало Евангелие
Петра, которое знал Юстин, и Апокалипсис Петра, который упомянут в "Каноне
Муратори". Почему же эти произведения были отвергнуты церковью? О чем они
повествовали?
Как уже говорилось, в Ахмиме (Египет) в могиле средневекового монаха
были найдены отрывок из этого евангелия и Апокалипсис Петра. Произведения
были написаны по-гречески. В отрывке из евангелия автор называет себя "я,
Петр". Евангелие Петра вызвало большие споры и в среде теологов, и в среде
ученых. Богословы старались доказать позднее происхождение и "подложность"
Евангелия Петра; ученые-историки стремились ответить на вопросы, где, когда
и какими христианскими группами создано это евангелие. Полного единодушия в
решении этих вопросов до сих пор нет, - может быть, отчасти потому, что
Евангелие Петра впитало в себя взгляды разных групп и характеризует
своеобразный переходный период в истории первоначального христианства, когда
шло нарастание чудесного в рассказах об Иисусе, когда разгорелись споры о
|
|