|
расширения этнического и социального состава христианских общин, это слово
стало восприниматься в своем прямом значении.} было необходимым компонентом
в христианской системе ценностей: и потому, что бремя страданий, несчастий,
преодоление искушений мыслилось как путь к царству божию, и потому, что
помощь нищим давала возможность богатым достичь "совершенства".
Образы ученика, продающего рыбу, и каменщика, исцеленного Иисусом,
отражали те социальные слои, среди которых создавались иудео-христианские
евангелия. Те же люди в Апокалипсисе Иоанна предсказывали гибель
ненавистного Рима ("пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным
вином блуда своего напоил все народы" (14:8). Но в том направлении
христианства, которое отстаивал Павел и которое в конечном счете получило
наибольшее распространение, провозглашалась возможность спасения через веру
в Христа для всех - иудеев, эллинов, варваров, рабов и свободных. Здесь не
только раб приравнивался к свободному, а варвар - к эллину, что было очень
важно для самосознания всех неполноправных жителей Римской империи, но и
свободные приравнивалась к рабам, а иудеи - к скифам. Низы общества уже не
получали преимущества перед верхами, а иудеи - перед другими народностями. И
нищий, и приближенный императора, согласно этому учению, одинаково нуждались
в спасении и одинаково могли спастись. Поэтому и социальная принадлежность
персонажей новозаветных сказаний (там, где эта принадлежность не была прочно
закреплена традицией) стала несущественной: исцеленный сухорукий каменщик
оказывается просто неизвестным человеком.
Иначе, чем в каноне, в Евангелии евреев изложена и притча о талантах. В
Евангелии от Матфея рассказывается, что один человек, отправляясь в чужую
страну, дал трем своим рабам по нескольку талантов (мера веса) серебра. Двое
из рабов пустили их в дело и вернули господину с прибылью. Третий же, боясь
господина, пошел и закопал серебро в землю. Когда господин вернулся, он
обещал награду двум первым рабам, а у третьего велел отнять его таланты,
самого же его выбросить "во тьму внешнюю" (25:14-30). Смысл этой притчи - в
необходимости активного служения богу, активной проповеди нового учения.
Притчи занимают большое место в евангелиях - и канонических, и
апокрифических. Используя реальные образы и ситуации, притчи придавали им
иное, духовно-религиозное значение: рабы людей превращались в рабов божиих,
сокровища мирские - в сокровища веры. Тем самым действительность становилась
нереальной, а религиозная символика - истинной реальностью. Формы притчи,
как и образная система речей, вводила элемент тайны в поучения проповедников
христианства - тайны, доступной только для избранных, поверивших в Иисуса (в
Евангелии от Матфея Иисус объясняет ученикам, для чего он говорит притчами:
"Для того, что вам дано знать тайны царствия небесного, а им не дано"
(13:11).
В разных произведениях христианской литературы притчи при сохранении
основной символики расцвечивались различными деталями, а иногда могли и
менять свой смысл. В Евангелии евреев, согласно Евсевию Кесарийскому, также
действует господин и трое его слуг. Но наказанию подвергается не тот, кто
спрятал деньги, а тот, кто жил беспутно (один из слуг, получивших серебро,
умножил богатство, второй его спрятал, а третий растратил все данное ему с
блудницами и флейтистками. Первый был принят господином с радостью, второй
только подвергся упрекам, а третьего бросили в тюрьму). Эта версия кажется
внутренне более стройной, чем в канонических евангелиях, где второй раб
(также приумноживший состояние) не несет, по существу, никакой смысловой
нагрузки; противопоставляются только первый и третий: талант раба, зарывшего
его, отдается первому рабу. В Евангелии евреев каждый раб поступает
по-своему и соответственно вознаграждается. Самое страшное, согласно этой
версии, - погубить свою душу в мирских утехах. Опять настойчивый мотив
раннехристианских поучений - отречение от мира. Речь в этом отрывке идет о
поведении людей, о разной степени их "греховности": человек, никак не
проявивший свою веру, все же достоин меньшего наказания, чем растративший ее
в общении с миром. Любопытно упоминание о флейтистках (как и в папирусном
фрагменте неизвестного евангелия): девушки-музыкантши были непременными
участницами пиров, которые устраивали богатые люди греческих полисов. Иудеи
и иудео-христиане осуждали эти обычаи, они приравнивали флейтисток к
блудницам.
В канонических евангелиях приведена уже измененная версия притчи о
талантах. Смысл ее более абстрактен: главное - служение вере; все отказываю-
щиеся от этого служения понесут наказание. Вариант этой притчи у Луки, хотя
и с другими подробностями, имеет тот же смысл.
Особое место в иудео-христианских евангелиях занимал Иаков, брат
Иисуса. В отличие от новозаветных сказаний, в Евангелии евреев говорится,
что именно Иакову первому явился воскресший Иисус. Он "принес хлеб и
благословил и дал Иакову праведному и сказал ему: брат мой, ешь хлеб твой,
ибо сын человеческий восстал ото сна среди спящих". Иаков, таким образом,
рисуется здесь первым свидетелем воскресения. Такая роль Иакова, видимо,
связана с преданием о том, что он был одним из главных руководителей
палестинской общины {Иаков, брат Иисуса, упоминается и у Иосифа Флавия,
который сообщает, что иудейский первосвященник казнил "брата Иисуса,
именуемого Христом, по имени Иаков, равно как и несколько других лиц"
("Иудейские древности", XX, 9. 1). В послании Павла к галатам (1: 18-19)
автор его говорит, что он видел в Иерусалиме "Иакова, брата господня".}.
Иудео-христиане выделяли среди учеников Иисуса своих апостолов, так же
как это делали христиане других направлений, приписывая им особо важную
|
|