Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
     Евангелие назореев было написано  на  арамейском  языке  -  разговорном
языке Палестины. Оно представляло собой  версию  (возможно,  более  древнюю)
Евангелия от Матфея. У Папия сказано, что Матфей собрал изречения Иисуса  на
еврейском языке - он имел в виду арамейский язык), а остальные,  как  могли,
перевели их на греческий. Эти слова  указывают  на  то,  что  Папий  знал  о
существовании иудео-христианского евангелия, написанного по-арамейски.
     Эбиониты были группой, связанной с  назореями  (может  быть,  это  были
разные названия  одной  и  той  же  группы).  Слово  "эбиониты"  восходит  к
кумраискому "эвионим" - нищие. Первоначально, вероятно, только  вера  в  уже
совершившийся приход  мессии  отличала  эбионитов,  веривших  в  Иисуса,  от
эбионитов - последователей Учителя праведности. Христиане-эбиониты выполняли
предписания иудаизма: совершали обрезание,  праздновали  субботу.  Некоторые
современные  ученые  считают,  что  выражение   "нищие",   повторяющееся   в
новозаветных    евангелиях    и     посланиях,     означает     самоназвание
христиан-эбионитов в переводе на греческий. Так, в послании Павла к  галатам
говорится, что Иаков, Кифа  и  Иоанн,  руководители  палестинских  христиан,
поручили Павлу и Варнаве идти проповедовать к язычникам,  "только  чтобы  мы
помнили нищих" (2:10).  Иудео-христиане  пользовались  большим  влиянием  на
протяжении всего периода формирования христианства. Римский епископ Виктор в
конце  II  в.  объявил  отступниками  тех  малоазийских  христиан,   которые
праздновали пасху вместе с иудеями, но затем он вынужден был  отменить  свое
решение: на стороне этих христиан был авторитет  давности.  В  ряде  районов
Сирии и в III в. общины  иудео-христиан  занимали  главенствующее  положение
среди разных христианских общин.  В  некоторых  средневековых  мусульманских
трактатах христианское учение излагается  именно  в  его  иудео-христианской
(эбионитской) версии.
     Со  второй  половины   II   в.   христианские   писатели,   развивавшие
направление, которое  было  заложено  посланиями  Павла,  активно  выступали
против эбионитов. Из этой полемики мы и  узнаем  о  некоторых  элементах  их
учения.
     Эбиониты-христиане, как и их кумранские предшественники, учили,  что  в
мире существуют две силы - добро и зло  {Учение  эбионитов  изложено  в  так
называемых "Псевдоклиментинах" - произведении,  написанном  в  конце  II  в.
Автор его  неизвестен.  Христиане  приписывали  это  сочинение  легендарному
епископу Рима Клименту.}. Бог не мог создать зло и  несправедливость,  он  -
воплощение абсолютного добра. Между силами  добра  и  зла  идет  непрерывная
борьба. Каждая из этих сил имеет своего пророка  на  земле.  Таким  пророком
добра был Иисус; а  апостола  Павла,  выступавшего  против  соблюдения  норм
иудейской религии, искавшего путей приспособления христианства к окружающему
миру, эбиониты считали пророком дьявола. У них была в  ходу  "антибиография"
Павла. Ириней писал, что эбиониты пользуются только одним  евангелием  -  от
Матфея. Это евангелие, судя по пересказу  его  содержания,  не  совпадало  с
каноническим. В нем отсутствовала генеалогия  Иисуса,  учение  о  нецорочном
зачатии. Для эбионитов Иисус был сыном Иосифа и Марии, бедным человеком.  Он
отличался справедливостью, благоразумием и мудростью. При крещении  на  него
сошел дух святой, который при распятии покинул его ("Против ересей", 1: 26).
В евангелии эбионитов рассказывалось, что, когда  во  время  крещения  Иисус
вошел в воду, раздался голос с неба: "Ты сын мой возлюбленный,  я  дам  тебе
знамение. И снова днесь я родил тебя..." Аналогичный  отрывок  содержится  в
близком эбионитам Евангелии евреев {Евсевий в "Церковной  истории"  говорит,
что эбиониты  пользовались  Евангелием  евреев.}.  Там  святой  дух  говорит
Иисусу: "Мой сын, из всех пророков я ждал тебя, что ты  придешь,  и  я  могу
покоиться в тебе. Ибо ты мой покой. Ты мой сын первородный и будешь  править
вечно". В отличие от  канонических  евангелий,  здесь  к  Иисусу  обращается
святой дух, который объявляет ему,  что  он  (Иисус)  сын  духа  святого.  В
Евангелии от Марка - самом раннем из синоптических евангелий - ив  Евангелии
от Луки сохранено выражение "ты сын мой", но его произносит не святой дух, а
голос с неба. В Евангелии от Матфея этот эпизод приобретает  иное  звучание:
там говорится, что  Иоанн  Креститель  увидел  духа  божия,  сходившего  как
голубь, а голос с небес провозгласил" "Сей  есть  сын  мой  возлюбленный,  в
котором  мое  благоволение"  (3:17).  Казалось  бы,  разница   между   двумя
рассказами несущественна, а между тем  за  ней  стоят  совершенно  различные
трактовки образа Иисуса. В иудео-христианских евангелиях (возможно, также  и
в Евангелии от Марка, где нет рассказа о  чудесном  рождении  Иисуса)  голос
обращался к  Иисусу,  возвещая  ему  о  его  предназначении,  Иисус  получил
знамение,  что  в  него  вошел  святой  дух,  и  поэтому   он   начал   свою
проповедническую деятельность. В Евангелии же от Матфея знамение было не для
Иисуса, а для Иоанна и окружавших людей: "Сей есть сын мой..." Иисус  -  сын
божий не мог не знать о своей миссии; Иисус - сын Иосифа и Марии узнал о ней
из слов святого духа, который будет "покоиться в нем".  В  Евангелии  евреев
происходит как бы мистическое соединение духа  и  человека,  воплотившего  в
себе всех ожидавшихся пророков. И он (опять ярко выраженная  вера  в  приход
царства божия!) будет править вечно. Последних слов в соответствующих местах
канонических евангелий нет.
     Сравнение двух версий о крещении Иисуса позволяет  сделать  вывод,  что
вера в непорочное зачатие сравнительно позднего происхождения. Это  косвенно
подтверждает и противник эбионитов  Ириней,  писавший  о  них:  "Безрассудны
также эбиониты, которые не принимают в свою душу соединения бога и человека,
но  пребывают  в   старой   закваске   плотского   рождения".   Здесь   ясно
подчеркивается, что учение эбионитов старое. В  новозаветных  евангелиях  от
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-