|
становится как бы обязательным условием спасения.
В какой-то степени за этим стояла психология "раскаявшегося
разбойника", отказавшейся от богатства блудницы - всех тех изгоев, которые
обретали в христианстве самоуважение. Но в то же время приведенное речение
как бы говорило, что не все верующие войдут в царство небесное: чтобы
попасть туда, требуется особая стойкость, обязательное преодоление
соблазнов. Подобные представления, возникшие в среде преследуемых во времена
гонения, впоследствии приводили к разным формам фанатизма, аскетизма,
искусственным испытаниям, которым подвергали себя верующие.
К раннему периоду развития христианства относится и сравнительно часто
встречающееся у христианских писателей речение: "Будьте опытными менялами".
В нем содержится образное предостережение против обманщиков - ложных
пророков, которых нужно уметь распознавать, - мотив, часто встречающийся в
раннехристианской литературе. Характерен и образ, использованный здесь, -
меняла, умело определяющий фальшивые монеты, - взятый из жизни, но, как
всегда в христианских текстах, с перевернутым значением: нужно умело
распознавать не материальные, а духовные ценности.
Логии из Оксиринха
Христианские писатели II-III вв. взяли рассмотренные изречения частично
из не дошедших до нас евангелий, частично, вероятно, из сборников речений,
которыми могли пользоваться и составители евангелий. Такие изречения были
записаны и на оксиринхских папирусах, о которых уже упоминалось. Эти записи
относятся к концу II - началу III в., но сам текст изречений более древний.
Некоторые из изречений (логиев, как они назывались по-гречески) в той или
иной степени совпадают с речениями новозаветных евангелий, некоторые - с
речениями Евангелия Фомы, найденного в Хенобоскионе; есть речение, которое,
согласно свидетельству Климента Александрийского, входило в Евангелие
евреев. Речения начинаются словами: "Говорит Иисус", что свидетельствует о
стремлении записчиков придать сборникам логиев определенное стилистическое
единство. Все это позволяет думать, что логии из Оксиринха - самостоятельное
и независимое от канонических евангелий собрание речений, которые долгое
время были в ходу у разных христианских групп. Из подобных собраний, в
основе которых лежала устная традиция, могли брать многие поучения создатели
евангелий всех направлений.
Рассмотрим сначала логии, не имеющие аналогий в каноне. С условиями
достижения царства божия связано речение: "Говорит Иисус. Если вы не
отречетесь от мира, не обретете царства божия; если вы не будете соблюдать
субботу, не увидите отца". Изречение возникло, скорее всего, в тот период,
когда большинство христиан составляли люди иудейского происхождения и когда
начал дискутироваться вопрос о необходимости для христиан соблюдения
иудейских обрядов. Поэтому в речении как непременное условие достижения
царства божия выдвигается требование соблюдения священного для иудеев
субботнего дня. Это требование было чуждо христианам из язычников, да и
строгое выполнение его было в условиях римской провинциальной жизни
затруднено для трудящихся-бедняков, не говоря уже о рабах. В посланиях Павла
встречаются резкие выпады против обязательного соблюдения "закона", т. е.
иудейских религиозных правил. В послании к галатам, в частности,
утверждается, что пришествие Христа отменило закон, что исполнение всех
обрядов есть "иго рабства", от которого освобождает учение Христа, одинаково
доступное и иудеям и язычникам.
Требование подчинения "закону" ограничивало приток в христианские
общины неиудеев и суживало смысл одного из важнейших положений христианства-
о спасении Иисусом всего человечества, которое соответствовало мироощущению
жителей пестрой по своему этническому составу Римской империи.
В Новом завете отношение к соблюдению иудейской обрядности сложное. В
Евангелии от Матфея Иисус утверждает, что он "послан только к погибшим овцам
дома Израилева" (15:24). Однако он стремился освободить своих единоверцев из
дома израилева от буквального соблюдения ритуальных правил. В Евангелии от
Луки Иисус, оправдывая своих спутников, срывавших в субботу колосья (чего
нельзя было делать, по мнению строгих последователей иудаизма), сказал: "Сын
человеческий есть господин и субботы" (6:5). Существует список Евангелия от
Луки, где приводится иная, не вошедшая в канонический текст версия о
возможности работы в субботу. Когда Иисус увидел человека, работающего в
субботу, он сказал ему: "Человек, если ты знаешь, что делаешь, будь
благословен, но если ты не знаешь, ты проклят, как преступающий закон". Эта
версия ближе к требованию апокрифического логия соблюдать субботу; вероятно,
она и более древняя. Смысл ее следующий: только тот, кто сознательно идет на
нарушение субботних запретов во имя благих целей, имеет на это право; все же
остальные, бездумно нарушающие "закон", будут прокляты. Такая формулировка
ставила духовные устремления человека выше формальной обрядности, но в то же
время призывала к соблюдению обрядов в обычной ситуации.
Это создавало возможность некоторого компромисса между сторонниками и
противниками иудейской обрядности. Но в окончательный, принятый церковью
текст евангелия эта версия не вошла: слишком силен был в ней акцент на
проклятии за несоблюдение субботы.
В оксиринхском логии интересен также характерный для христиан призыв
отречься от мира. В этот призыв разные группы вкладывали разное содержание:
и отказ от материальных благ, и мистическое самоуглубление, означавшее отказ
|
|