|
Отношение к христианам образованных людей, связанных с античным
миропониманием, с античной философией, немногим отличалось от отношения
рядовых жителей империи. Плиний пишет, что, расследуя дело о христианах, он
не обнаружил ничего, кроме уродливого суеверия. Тацит называет христианство
"зловредным суеверием". Об отношении античных писателей II в., создававших
специальные произведения, направленные против христиан, мы уже говорили. Но
чем больше изживали себя рабовладельческое общество и античное
миропонимание, тем больше людей, в том числе и образованных, шло к
христианам. В первой половине II в. среди христиан выделяется Юстин,
получивший философское образование и учредивший христианскую школу. Юстин
был одним из первых апологетов (защитников) христианства. На рубеже II-III
вв. писал крупнейший апологет христианства - Тертуллиан, тот самый, которому
приписывают слова: "Верую, потому что абсурдно". Появляются в это время и
теоретики христианства, создававшие систему христианского богословия и
стремившиеся подчас согласовать христианство с античной философией. Но это
уже было время, когда христианство вступило в новую фазу своего
существования, когда сложилась церковная организация, когда догматика и
обрядность устанавливались богословами и руководителями церкви; время,
когда, как уже было сказано, отбирались и канонизировались "священные"
книги. Период, который принято называть первоначальным христианством,
завершился.
В этой главе мы попытались дать общий очерк тех внутренних и внешних
условий, в которых развивалось первоначальное христианство. Теперь же
перейдем к рассказу о первых произведениях христиан, многие из которых стали
в процессе отбора апокрифическими, и посмотрим, в каких направлениях шла
борьба по вопросам догматики, этики, обрядности среди христиан в первые века
существования новой религии и как христианская литература позволяет понять и
саму историю раннего христианства, и взаимодействие его с окружающим
обществом.
III.
РАННИЕ АПОКРИФЫ: РЕЧЕНИЯ И ЕВАНГЕЛИЯ
Неканонические речения в христианской литературе
Время становления христианских организаций было, как мы говорили, и
временем создания первых писаний. Устная традиция к концу I в. уже создала
определенные формы, в которых распространялось новое учение: пророчества,
притчи, речения, отдельные легенды. Авторы первых писаных произведених
черпали свой материал из этих сложившихся форм устной традиции: в посланиях,
например, встречаются ссылки на слова Иисуса и эти ссылки как бы освящают
все сказанное автором. Ко времени создания посланий верующие знали основной
набор изустно передававшихся изречений, которые в тех или иных вариациях
использовались проповедниками. Включение этих изречений в послания и
апокалипсисы было часто их первой записью.
Споры между проповедниками, расхождения в традиции, использование
речений в разных контекстах - все это рано или поздно должно было привести к
записи прежде всего той традиции, которая содержала поучения, вложенные в
уста Иисуса. Ибо только его слова воспринимались как священные и их
подлинность не требовала обоснования. О том, что такой "блок" отдельных
речений существовал уже в начале II в., свидетельствует название не
дошедшего до нас сочинения христианского писателя Папия - "Изъяснение
господних изречений". Многие ученые полагают, что именно запись речений
легла и в основу других христианских книг, в частности евангелий, как
канонических, так и апокрифических. Исследователи новозаветных евангелий,
отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от
Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был
использован кроме Марка еще какой-то источник, представляющий собой не
связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений. Существует также
мнение, что евангелия формировались из разных частей устной традиции,
которые составители евангелий компоновали по-разному, и что зависимость
одних евангелий от других не всегда была прямой. В любом случае в процессе
создания первых христианских писаний фиксация тех речений, которые верующие
(или, точнее, каждая определенная группа верующих) считали подлинными, была
необходима.
Мы уже приводили примеры того, что среди речений Иисуса в посланиях и
Деяниях апостолов встречаются такие, которых нет в канонических евангелиях.
В начале создания христианской литературы, когда не сложилось еще деление на
канон и апокрифы, в записи речений могли включаться такие, которые
использовались всеми или большинством христиан, такие, которые принимались
одними и отвергались другими, и такие, которые использовались разными
группами в разных вариантах. Наряду с записями, первоначально сделанными,
вероятно, не для распространения нового учения, а для памяти (или, может
быть, для выявления "ложных пророков"), продолжали звучать устные проповеди,
которые затем записывались.
Один из вопросов, который встает перед исследовав телями: на каком
языке делались эти первые записи? Основное население Палестины говорило на
|
|