Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
было еще  потребности).  Большинство  христианских  общин  чувствовали  себя
единым "народом божиим"; они жили в ожидании скорого второго  пришествия,  и
наиболее желанными гостями были у них переходящие с места на место  пророки,
возвещавшие это пришествие. Пророки были разные, и в одной и той  же  общине
могли быть поклонники различных пророков, как  это  видно  из  угроз  автора
Апокалипсиса и из увещеваний Павла. Враждующие пророки объявляли друг  друга
лжепророками. Одной из проблем, которая серьезно обсуждалась в  христианской
литературе I - начала II  в.,  была  проблема  распознавания  лжепророков  и
борьбы с ними. В первом послании Иоанна сказано: "Возлюбленные!  не  всякому
духу верьте, но  испытывайте  духов,  от  бога  ли  они,  потому  что  много
лжепророков появилось в мире" (4:1).
     Постепенно возникла потребность  в  авторитетных  руководителях  общин,
которые регулировали бы отношения христиан между собой и  с  внешним  миром.
Автор посланий Павла в соответствии со своим  стремлением  найти  приемлемое
организационное  решение  в  условиях  постоянной  борьбы  между   пророками
указывает, что лица, стоящие у руководства, должны  добросовестно  выполнять
каждый свою функцию, что они должны не разрушать, а поддерживать единство  в
общинах, ибо "много членов, а тело одно". В  первом  послании  к  коринфянам
сказано, что одних бог поставил апостолами, других - пророками и  учителями,
"_иным дал_  силы  _чудодейственные_,  также  дары  исцелений,  вспоможения,
управления, разные языки" (12:28). Ясно, что автор послания пытается убедить
свою паству соблюдать некое "разделение труда" и не претендовать каждому  на
истолкование учения и на верховное руководство общиной.
     Интересно отметить, что, согласно этому посланию, дар управления дан не
всем. Это, была, вероятно, одна  из  первых  попыток  установить  в  общинах
постоянное руководство. Такое руководство  появлялось  в  разных  общинах  в
разное время. В послании Павла  к  ефесянам,  которое  считается  в  научной
литературе  самым  поздним  из  новозаветных  посланий  Павла,  дается  иной
перечень  должностных  лиц  в  общине.  Там   названы   апостолы,   пророки,
евангелисты, пастыри и учители. В этом наборе, по-видимому, именно  пастырям
уготована роль главных  руководителей  общин.  Любопытно  появление  термина
"евангелисты". Возможно, здесь имеются в виду  те  люди,  которые  стали  во
второй половине I в. записывать поучения Христа и рассказы о его  жизни.  Во
втором послании к  Тимофею  (4:5)  автор,  обращаясь  к  адресату,  говорит:
"Совершай дело благовестника (евангелиста. - Я. С.)".Евангелия Тимофея мы не
знаем, но не исключено, что  адресат  послания  производил  какие-то  записи
христианских сочинений.
     В Деяниях апостолов применительно к иерусалимской общине  говорится  об
апостолах  и  пресвитерах.  К  функциям  апостолов  (в   частности,   Павла)
относилось рукоположение, т. е. назначение, введение в должность пресвитеров
христианских общин. Наукой установлено, что пресвитеры в I в. были только  в
отдельных экклесиях, существовавших в некоторых городах восточных провинций.
Возможно, автор Деяний  апостолов  поместил  их  в  иерусалимскую  общину  в
назидательных целях - в качестве образца для подражания.
     Пресвитеры не сразу вытеснили  из  жизни  христианских  общин  бродячих
проповедников. Какое-то время они сосуществовали. В Деяниях апостолов наряду
с пресвитерами упоминаются еще пророки и учители. Ко II  в.  в  христианских
общинах появляются епископы и диаконы. Они названы уже в  послании  Павла  к
филиппинцам. Послание адресовано всем "святым  с  епископами  и  диаконами".
Возможно, филиппинская община была первой,  где  появились  эти  должностные
лица. Но в ряде других мест Нового завета слово "епископ" не имеет  значения
должностного лица и обозначает просто "блюститель" (I Петра,  2:25;  Деяния,
20:28).
     Наиболее полно организацию общины  мы  можем  представить  себе  по  не
признанному  каноническим  произведению  Учение  двенадцати  апостолов,  или
Дидахе. Точная  дата  написания  Дидахе  не  установлена;  некоторые  ученые
датируют это произведение концом I в., другие - второй четвертью II в.  Есть
мнение, что если даже Дидахе  было  написано  во  II  в.,  то  отражает  оно
отношения в какой-то из периферийных общин (предположительно в  Сирии),  где
дольше сохранились черты первоначального христианства. В  этом  произведении
устанавливаются правила поведения членов общины. В частности,  говорится  об
обязанности трудиться, о необходимости помогать нуждающимся, не спрашивая  о
том, что кому принадлежит. В  Дидахе  упоминаются  странствующие  пророки  и
апостолы. Один из вопросов, который разбирается там, -  кого  нужно  считать
ложным пророком, а  кого  -  истинным.  Лжепророки  узнаются  по  поведению:
странствующий апостол или пророк не должен оставаться в общине  больше  двух
дней; уходя, он может взять хлеб; но если попросит денег, то  он  лжепророк;
если во время своих пророчеств он устраивает трапезу для бедных, но  сам  не
ест, то он пророк, если же сам  ест,  то  это  уже  лжепророк  (по-видимому,
считалось, что одержимому видениями проповеднику не до еды). В этих  наивных
правилах отразилась и сравнительная бедность общин,  в  которых  создавалось
Дидахе, и обилие проповедников, в том числе и таких, которые были  не  прочь
поживиться за счет верующих.
     Наряду со странствующими пророками появляются  уже  пророки,  постоянно
живущие в общинах.  Некоторые  из  них  занимались  производительным  трудом
(Дидахе разрешает пророку поселиться в качестве ремесленника  {Поселяться  в
качестве земледельца было гораздо сложнее, приобретение земли на  территории
города или сельской общины было затруднено для не граждан и не членов данной
общины.}), но были такие "истинные пророки", которые жили в общинах за  счет
сборов с верующих: для содержания их отдавалась часть первого  сбора  хлеба,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-