|
христианства, - существовала ли у христиан общность имущества. Представление
о такой общности основывается на двух местах из Деяний апостолов, где
описывается христианская община в Иерусалиме вскоре после распятия Иисуса. В
одном из этих мест сказано: "Все же верущие были вместе и имели все
общее..." (2:44). В другом отрывке указывается, что люди, владевшие землями
или домами, при вступлении в общину продавали их и приносили в общую кассу
деньги, полученные от продажи. Сразу вслед за этим утверждением приводится
история Анания и Сапфиры, которые утаили часть денег, полученных за
проданное имение, и были наказаны за это смертью.
Для определения степени достоверности этих свидетельств нужно иметь в
виду, что они относятся к общине в Иерусалиме, основанной, согласно
традиции, ближайшими учениками Иисуса. Эта община должна была служить
образцом для других христианских экклесии. Все описание общины - ее
многочисленности, зависти первосвященников, чудес, совершаемых апостолами, -
явно рассчитано на то, чтобы поразить воображение слушателей и читателей,
показать идеальную общину, где не было нуждающихся, где малейший обман
карался самим богом, где все добровольно отдавали в общее пользование свое
имущество, Между тем конкретный пример пожертвования приведен в Деяниях
только один: Иосия, прозванный Варнавой, продал землю и деньги отдал
апостолам (4:36-37). Когда же речь идет о реальных общинах, то замечания,
рассыпанные в посланиях, создают совсем другую картину. Большинство этих
общин были бедны. Автор Павловых посланий, переходивший из общины в общину,
предстает человеком нуждающимся: немногие общины имели возможность помогать
ему. В послании к филиппинцам выражается благодарность им за помощь. Автор
пишет, что, когда он вышел из Македонии, ни одна община не оказала ему
помощи "подаянием и принятием"; христиане же города Филиппы посылали ему
подаяние даже в другой город.
Отсутствие общности имущества во времена написания посланий ясно видно
из того, что в первом послании к коринфянам рекомендуется перед совместной
трапезой есть дома ("Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?"), и из
того, как, согласно тому же посланию, собираются взносы на общие нужды ("При
сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В
первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько
позволит ему состояние..." (16:1-2). Между прочим, подаяние, о котором идет
речь, по словам автора послания, будет доставлено в Иерусалим. По-видимому,
те немногие христиане, которые жили в Иерусалиме перед его разгромом
римлянами, нуждались в подаянии со стороны вненалестинских христиан.
Иерусалимская община, таким образом, не была такой процветающей, как это
изображено в Деяниях апостолов.
Пестрый во всех отношениях состав ранних христианских общин не позволял
создать организацию столь же сплоченную, как община кумранитов. Жившие в
разных местах, служившие разным господам, христиане могли, по-видимому,
только урывками собираться, чтобы слушать своих пророков и совершать общие
трапезы за счет нерегулярных сборов - от каждого по его состоянию. Взносы,
по всей вероятности, делали все - деньгами, натурой, трудом (требование
трудиться проходит через все раннехристианские произведения).
Религиозная деятельность в первых экклесиях сводилась к общим
собраниям, часто ночью, за городом, на кладбищах, а в Риме - в подземельях.
Первые обряды, о которых можно говорить с определенностью, - это крещение и
вкушение вина и хлеба (в первом послании к коринфянам автор обстоятельно
разъясняет верующим мистический смысл этого вкушения). Плиний Младший пишет,
что, согласно показаниям христиан, они обычно собирались по определенным
дням до рассвета, воспевали Христа, клятвенно обязывались воздерживаться от
воровства, грабежа, прелюбодеяния и т. п.; затем они расходились и приходили
опять для принятия пищи - "обычной и невинной".
Отсутствию в общинах христиан конца I в. четкой экономической
организации и сложной обрядности соответствовало отсутствие отчетливо
выраженного аппарата управления общинами.
Организация христианских общин
О первоначальной организации христианских экклесий известно мало. Автор
Апокалипсиса обращается к "ангелам" различных экклесий ("ангелу эфесской
церкви напиши...", "ангелу смирнской церкви напиши..."). В научной
литературе нет твердого мнения, кто подразумевается под словом "ангел"
(дословно - "вестник"; вероятно, это слово употреблено здесь именно в этом,
нерелигиозном смысле). Возможно, речь идет о выборных руководителях общины.
То, что они, в отличие от упомянутых затем пророков, не названы по имени,
показывает, что эти люди еще не играли сколько-нибудь значительной роли в
экклесиях.
В посланиях Павла неоднократно упоминаются "апостолы", которые
переходили из общины в общину. Значение этого слова первоначально было более
широким. Оно не обязательно относилось к ученикам Иисуса. "Апостол" -
дословно "вестник", "посол"; христиане употребляли это слово в значении
"посланец божий". Поэтому те, которые считали себя такими посланцами,
именовали себя апостолами (как это делал и Павел). Лишь позже апостолами
стали называть тех, кто по традиции считались непосредственными учениками
Христа (Павел в силу его роли в становлении ортодоксального христианства
также сохранил этот титул).
Четко оформленной организации экклесий не имели (по-видимому, в ней не
|
|