|
первый взгляд кажется не вполне ясным, почему столько внимания уделено
проблеме "идоложертвенного" (этот вопрос возникает и в посланиях Павла).
Между тем отказ есть "идоложертвенное" был не просто выражением презрения к
языческим обрядам, но и более существенной проблемой отношений с внешним
миром. Дело в том, что во время общественных празднеств божествам
приносились в жертву животные, а затем устраивались общественные трапезы, на
которых поедалось мясо жертвенных животных. В этих трапезах принимали
участие самые разные слои населения. Из надписей римского времени мы знаем,
что были празднества, к участию в которых допускались даже люди, живущие в
данном городе, но не являющиеся его гражданами, и рабы. Эти празднества
призваны были служить средством сплочения населения города. Они давали также
возможность подкормить наиболее бедные слои населения. Для многих бедняков и
рабов поедание "идоложертвенного" было единственной возможностью отведать
мясной пищи. Но в то же время вкушать его - означало приобщаться к
обрядовому действу "языческой" религии. Вероятно, Иезавель и Валаам
разрешали христианам есть жертвенное мясо, выражая интересы неимущей части
членов общины. "Любодействие" их, возможно, было связано с отсутствием семьи
у многих рабов и нищих бродяг, входивших в христианские общины. Это могло
быть также способом выражения неприятия традиционных форм семейных
отношений. Но для автора Апокалипсиса Иоанна и "любодействие" как земной
грех, и вкушение "идоложертвенного" - действия совершенно неприемлемые.
В посланиях Павла вопрос об "идоложертвенном" решается иначе. Если
христианин приходит домой к язычнику, то он может есть любое мясо, не
спрашивая о его происхождении. Но если хозяин скажет, что мясо - от
жертвенного животного, то христианин должен отказаться от его вкушения, и то
не из-за боязни оскверниться, а чтобы не подавать соблазна "ни иудеям, ни
еллинам, ни церкви божией" (I коринфянам, 10:32). Другими словами, важно
лишь неучастие в обрядовых действах язычников, которое может быть расценено
как отречение от христианства. Здесь, как и в вопросе о браке (Павел считал
допустимым сохранять брак с язычником) и многих других, Павел пытается
определить самое сложное - отношения христиан с внешним миром, и если не
включить их в этот мир, то хоть найти возможность сосуществования.
Социальный состав первых общин мы можем определить лишь приблизительно:
там были рабы (вопрос о том, как поступать рабам и с рабами, обсуждается в
посланиях апостолов), бедняки ("Знаю твои дела, и скорбь, и нищету", - пишет
автор Апокалипсиса христианам Смирны); но были и люди зажиточные, по тем или
иным причинам отвергнутые окружающим обществом (калеки, блудницы...). Все же
выходцы из социальных низов преобладали в общинах I в. Это отражено и в
первом послании к коринфянам, где Павел выговаривает общине, что во время
собраний "всякий поспешает прежде _других_ есть свою пищу, _так что_ иной
бывает голоден, а иной упивается" (11:21). Вероятно, совместные трапезы были
для некоторых христиан единственной возможностью утолить голод.
Уже в конце I в. христианские общины различались по этническому
составу. Апокалипсис адресован христианам иудейского происхождения, жившим в
малоазийских городах. Автор этого произведения называет тех, которые
"говорят, что они иудеи, а они не таковы" (т. е. не придерживаются основных
требований иудейской религии), сборищем сатанинским. И новозаветное послание
к евреям, и фрагменты ранней иудео-христианской литературы свидетельствуют о
том, что было значительное число христиан иудейского происхождения. Но
христианская проповедь привлекала к себе и выходцев из других народностей;
недаром Павел активно выступал против соблюдения иудейской обрядности,
подчеркивал необходимость проповеди среди язычников. В посланиях, написанных
от его имени, упомянуто довольно много разных имен христиан, среди которых
явно преобладают греческие имена; есть имена рабские, имена
вольноотпущенников. Любопытно, что встречается и одно прозвище - "филолог".
(К римлянам, 16:15). Такие прозвища обычно давались представителям рабской
интеллигенции. Автор послания к колоссянам в отношении двоих упоминаемых им
лиц специально оговаривает, что они оба "из обрезанных" (Марк, племянник
Варнавы, и Иисус, прозванный Юстом), т. е. из иудеев. В кругу христиан, из
которого вышли послания, иудеев было мало. Следует также отметить, что в
послании к римлянам, где упомянуто довольно много имен, римских имен мало,
да и не все те, которые встречаются, относятся к коренным римлянам (Юния -
родственница автора письма; некая Юлия, скорее всего, вольноотпущенница).
По-видимому, в Риме (а возможно, и в других городах) христианами становились
главным образом чужаки, переселенцы, не связанные с собственно римскими
традициями и обычаями.
В научной литературе распространено мнение, что среди христиан
преобладало городское население. Однако нельзя забывать, что когда в
древности говорили "Смирна", "Эфес" или "Антиохия", то имелся в виду полис,
т. е. город с сельскохозяйственной округой, неотъемлемой частью этого
города. Поэтому когда речь идет об "эфесской" экклесии или о послании к
фессалоникийцам, то могут подразумеваться не только жители собственно
города, но и прилегающих сельских местностей: батраки, арендаторы, мелкие
земледельцы. Плиний Младший писал в начале II в. императору Траяну о
христианах: "Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по
деревням и поместьям..." Даже если допустить, что в своем письме Плиний
преувеличивает распространенность христианства, чтобы привлечь к нему
внимание императора, трудно предположить, что его упоминание о христианах в
деревнях просто вымысел.
Один из важных вопросов, который встает перед историками раннего
|
|