|
всегда достаточно точны: эти писатели путали разные произведения, объединяли
их, а подчас сознательно искажали их содержание. И вряд ли бы мы знали
больше, чем их названия и отдельные фразы из них, если бы не археологические
открытия, которые дали в руки ученых значительные отрывки и даже целые
сочинения христиан первых веков нашей эры, не признанные современной
церковью.
Такие открытия были сделаны прежде всего в Египте. Там сохранилось
много письменных памятников прошлого: художественные произведения, научные
трактаты, частные письма, арендные договоры. При археологических раскопках
были найдены также папирусные фрагменты новозаветных евангелий и ряда других
христианских произведений. В 1897 г. в Оксиринхе среди множества записей,
сделанных на папирусе, были обнаружены восемь изречений на греческом языке,
каждое из которых начиналось словами: "Говорит Иисус". В 1904 г. в том же
Оксиринхе было открыто еще шесть изречений. Некоторые из них оказались
полустертыми, но те, что удалось полностью прочесть, показали огромную
ценность для науки собрания речений, или логий, как они назывались
по-гречески. Эти речения расходились иногда по существу, иногда в деталях с
речениями новозаветных евангелий. В 1905 г. (тоже в Египте) был обнаружен
маленький листочек, исписанный микроскопическими буквами, который служил,
по-видимому, своеобразным амулетом. По прочтении текста выяснилось, что это
отрывок из какого-то неизвестного евангелия, содержащий описание посещения
храма Иисусом и его учениками и конец речи Иисуса. Еще раньше, в конце XIX
в., в одной из могил в Ахмиме (Египет) был найден отрывок из Евангелия
Петра, содержащий описание суда над Иисусом, его казни и воскресения. Вместе
с этим отрывком был обнаружен Апокалипсис Петра.
Наиболее интересные и важные открытия были сделаны в Южном Египте в
1946 г. Феллахи, выполнявшие земляные работы у подножия горы Гебель-эль
Тариф на левом берегу Нила, недалеко от древнего поселения Хенобоскион
(совр. Наг-Хаммади), неожиданно обнаружили тайник. В тайнике оказалась целая
библиотека - более сорока текстов религиозного содержания на коптском
{Коптский язык - язык населения Египта, развившийся из древнеегипетского.}
языке, - принадлежавшая особой группе христиан - христианам-гностикам (об их
учении мы расскажем ниже). Найденные списки относятся к III-V вв., но сами
произведения, во всяком случае многие из них, были написаны значительно
раньше на греческом языке и затем уже переведены на коптский. Среди
найденных в Хенобоскионе рукописей - три полных текста евангелий: от Фомы,
от Филиппа и Евангелие Истины, - по всей вероятности то самое, о котором с
возмущением писал Ириней.
Произведения, включенные в Новый завет, церковь считает каноническими,
а все остальные сочинения христиан I-IV вв., написанные в тех же жанрах, -
апокрифическими, т. е. тайными. Слово "канонический" происходит от
греческого "канон", употреблявшегося в разных смыслах: ремесленники так
называли прямой брус и измерительную веревку, в переносном смысле слово
"канон" употреблялось в значении определенного стандарта, нормы, критерия,
правил поведения. В сфере искусства и литературы каноном назывался образец,
совершенная модель. Так, например, грамматики из египетской Александрии
создали перечень греческих авторов, чей язык рассматривался как образец
(канон), с которым следует сравнивать тексты всех остальных писателей. В
христианскую литературу это слово пришло от язычников. В послании Павла к
галатам (6:15) канон - это правило поведения: "Ибо во Христе Иисусе ничего
не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (в смысле -
"творение". - И. С.). Тем, которые поступают по сему правилу (в греческом
тексте - канону. - И. С.), мир им и милость..." Никакого канона как сборника
священных книг автор этого послания еще не знал. Только с середины IV в. это
слово стало применяться к священным книгам христиан, ставшим образцом, с
которым следует сверять все высказывания, поступки, проповеди.
Название "Новый завет" по отношению к собранию канонических книг также
стало применяться значительно позже их написания, хотя само понятие Нового
завета, или Нового союза (имеется в виду союз с богом), восходит к иудейским
сектантам, жившим во II в. до н. э.- I в. н. э. недалеко от Мертвого моря, в
районе Кумрана, которые называли свою общину Новым союзом {О кумранской
общине и кумранских рукописях см.: Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М.,
1961.}. Эти сектанты были предшественниками христиан, и их идея "нового
союза" между богом и людьми (в отличие от союза, заключенного, согласно
Библии, между богом и народом Израиля) на основе нового откровения - нового
завета была воспринята христианами. Словосочетание "новый завет"
применительно к христианским писаниям начало употребляться с конца II в.;
впервые, по-видимому, оно было использовано в этом значении в произведении
анонимного автора, направленном против одной из христианских групп -
монтанистов. Это произведение упоминается у Евсевия.
Когда только строго определенные христианские сочинения были признаны
священными, подлинными, боговдохновенными, то именно они стали
восприниматься как выражение нового союза с божеством, как новый завет.
Неканонические книги стали считаться тайными, апокрифическими тоже в
конце II в. Появилось это название в период борьбы основных христианских
течений с распространенной во II в. группой христиан-гностиков. Гностики
сами называли свои писания секретными, тайными, применяли в своих записях
криптограммы (тайна, связывающая знающих ее, понятная только избранным,
вообще играла значительную роль в мироощущении первых христиан). В начале
Евангелия от Фомы, найденного в Хенобоскионе, сказано: "Вот тайные слова..."
|
|