Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
массами как боги, но как боги чуждые, далекие  и  даже  враждебные  простому
человеку.  Однако  обожествление  живых  правителей  в   известной   степени
способствовало распространению в народе верований  в  возможность  появления
человека, обладающего  божественной  силой,  который  с  помощью  этой  силы
уничтожит зло и насилие.
     Что же могли противопоставить этой хорошо  организованной,  подавляющей
малейшее недовольство, наделенной ореолом  святости  власти  народные  массы
империи? Самым простым выходом из положения казалось приспособление  к  этой
власти: они чтили императоров и своих богов; создавали объединения,  которые
организовывали празднества в честь императоров и помогали  друг  другу;  они
искали в общении друг с другом возможность уйти от официальных форм жизни.
     Коллегии - объединения "малых людей" (т.  е.  людей,  принадлежавших  к
социальным  низам)-имели  часто  свои  небольшие  помещения   -   святилища,
устраивали  совместные  трапезы.  В  такие  коллегии  входили   бедняки   из
свободных,  вольноотпущенники,  иногда   рабы.   Божества,   которых   чтили
объединения "малых людей" (разумеется, эти божества чтились  открыто  только
наряду с императорами),  часто  отличались  от  богов,  которым  поклонялись
официально в  городах  империи.  Существовали  почитатели  Геракла,  Приапа,
Сильвана - божеств, олицетворявших силы природы. Даже среди греков и  римлян
получили развитие культы различных восточных божеств.  Греческие  и  римские
божества, согласно древним мифам, не были ни всемогущи, ни милосердны, им не
было дела до страстей и  бедствий  человеческих.  Низы  же  общества  искали
богов-спасителей, которые избавили бы их от тягот земной жизни и помогли  бы
обрести вечное блаженство и бессмертие.
     Чертами  спасителей  наделялись  прежде  всего  древние   умирающие   и
воскресающие боги растительности  -  египетский  Осирис,  греческий  Дионис,
образ  которого  к  этому  периоду  значительно  трансформировался  (главным
содержанием мифа о Дионисе в  это  время  становятся  рассказы  о  смерти  и
воскрешении его Зевсом), иранский бог солнца Митра. Но совмещать  поклонение
этим богам-спасителям с исполнением официальных обрядов часто было трудно не
только психологически, но и юридически  (римляне  разрешали  далеко  не  все
религиозные объединения). Поэтому  многие  из  их  почитателей  образовывали
тайные союзы. Они верили, что,  участвуя  в  особых  обрядовых  действиях  -
мистериях, во время которых представлялись сцены смерти и воскресения  бога,
они сами становятся сопричастными богу  и  тем  самым  обретают  бессмертие.
Далеко не все могли попасть в  подобные  объединения  и  принять  участие  в
мистериях;  к  ним  допускались  только  избранные.   Чтобы   стать   такими
"избранными", нужно было пройти многочисленные испытания.
     Власти чрезвычайно настороженно относились  ко  всем  этим  нелегальным
объединениям и даже профессиональные коллегии и кассы взаимопомощи разрешали
с большим трудом. Запрещая в начале II в. в одном  из  малоазийских  городов
создание коллегии пожарников, император Траян писал:  "Какое  бы  имя  и  по
каким бы основаниям мы ни давали тем, кто будет вовлечен в такой  союз...  в
скором времени он превратится в тайное общество".
     Таким  образом,  внешняя  и  внутренняя  жизнь   Римской   империи   не
соответствовали друг другу  во  многих  аспектах:  парадное  благополучие  и
голодные бунты; единый культ императоров и почитание множества  таинственных
божеств. Одни и те же люди публично выполняли официальные религиозные обряды
и тайно приглашали к себе прорицателей и колдунов.
     В   условиях   этой   двойственности,   противоречивости,   постоянного
несоответствия  провозглашаемого  и  действительного  менялись  и  моральные
нормы. Характерной фигурой среди верхних слоев общества становится  выскочка
- часто из среды императорских вольноотпущенников,  -  который  не  брезгует
никакими  средствами,  чтобы  сделать  карьеру.  Процветали  доносительство,
взяточничество, угодливость перед императором и жестокость  по  отношению  к
подчиненным. Подобные люди при случае все еще произносили речи о гражданской
доблести,  о  необходимости  служения  "республике",  но  ни  они  сами,  ни
большинство окружающих уже не воспринимали этих слов  всерьез.  Среди  низов
общества  неверие  в  традиционную  мораль,  столь  часто  и  столь  открыто
нарушаемую  власть  имущими,  было  не  менее  выраженным,  чем  неверие   в
традиционных богов античных полисов. Появлялось все больше людей, которые не
хотели приспосабливаться к окружающей  действительности.  Не  имея  реальной
возможности освободиться от власти своих господ, рабы  относились  к  ним  с
ненавистью и презрением, осуждали те блага, к которым стремились их господа.
Сама жизнь представлялась  им  злом.  Распространенным  явлением  становится
самоубийство рабов. Римский философ I в. Сенека писал о том, что много рабов
"бросаются  с  крыш  или  пронзают  себя  железом".  Рабыни  убивали   своих
новорожденных детей. Нередки  были  случаи  самоубийств  и  среди  свободной
бедноты.
     Характерное  для  социальной  психологии   низов   общества   неприятие
окружающей жизни проникало и в философию. По городам империи  бродили  нищие
философы-киники, называвшие безумцами тех, кто говорит о благе  государства,
прославлявшие крайнюю бедность, отрицавшие рабство и  традиционную  религию.
Один  такой  философ-киник,  Перегрин,  описанный  Лукианом,  кончил   жизнь
самоубийством, бросившись в  костер.  Перед  самоубийством  он  заявил,  что
делает это ради людей, чтобы  научить  их  презирать  смерть  и  мужественно
переносить несчастья. Лукиан  издевается  над  Перегрином,  как  вообще  над
подобными бродячими философами, но  и  он  отмечает,  что  смерть  Перегрина
произвела впечатление на окружающих.
     Философы-стоики {Стоицизм - философское течение, возникшее в Греции еще
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-