Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: И.С.Свенцицкая. Тайные писания первых христиан
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-
 
"давление покровительствовавших  ему  оказалось  столь  могущественным,  что
некоторые из его обвинителей  были  наказаны  ссылкою,  как  вознамерившиеся
погубить ни в чем не повинного человека" ("Анналы", XIII, 33).
     Общественная  деятельность  в  провинциальных   городах   сводилась   к
восхвалению императоров, празднованию их дней рождения и т. п. Даже во время
празднеств в честь традиционных  божеств  -  покровителей  города  проносили
изображения императоров. Народные собрания  практически  не  играли  никакой
роли. Римляне, не являясь гражданами провинциальных городов, занимали в  них
более привилегированное положение, чем граждане. Римляне  разрушали  местные
традиции, в том числе и религиозные. Поэтому в  выступлениях  против  римлян
часто   звучали   требования   и   политической   свободы,   и   религиозной
независимости. Первый век нашей эры - век зарождения  христианства  -  знает
несколько крупных восстаний в провинциях - в  Галлии,  Британии  и  особенно
мощное в Иудее в 66-73 гг.
     Восстания  в  провинциях  оканчивались  поражениями.   После   разгрома
иудейского восстания 66-73 гг. был разрушен  Иерусалимский  храм  -  главная
святыня иудеев - и на территории города разместился римский легион. Огромное
количество людей было продано в рабство. На всех иудеев, живших в  различных
областях  империи,  была   наложена   особая   подать   в   пользу   Юпитера
Капитолийского.
     В первые века  нашей  эры  империя  казалась  незыблемой:  не  было  ни
внешнего,  ни  внутреннего  врага,  который  мог  бы  поколебать  могущество
огромной державы,  простиравшейся  от  Британии  до  Египта.  Идеологическим
выражением единства и могущества империи был культ императора, насаждавшийся
по всей территории римского государства.

                             Религиозные поиски

     Культ императоров начал складываться уже в  период  правления  Августа.
Обожествление носителей верховной власти служило  идеологическим  выражением
новой формы правления, основанного, согласно  официальной  доктрине,  не  на
наследственном  праве,  а  на  личном  авторитете   правителя,   авторитете,
признанном  римским  сенатом  и  народом.  Социально-психологическим  фоном,
способствовавшим появлению этого  культа,  была  надежда  народных  масс  на
лучшее будущее, которое  наступит  с  помощью  могущественного  "спасителя".
Наиболее удачливые полководцы в глазах масс представали людьми,  наделенными
сверхъестественной силой. Много легенд породила судьба Юлия Цезаря, убийство
которого послужило сигналом для новых военных столкновений и расправ. Кто-то
из участников похорон Цезаря утверждал, что он собственными  глазами  видел,
как душа Цезаря вылетела из тела и отправилась на небо. Когда во время  игр,
устроенных в память Цезаря, на небе появилась комета, то, как пишет один  из
биографов Цезаря - Светоний, "все поверили, что это душа Цезаря, вознесенная
на небо". Гибель убийц Цезаря приписывалась мести его гения-хранителя. Таким
образом, психологическая почва для его обожествления была  подготовлена.  По
предложению наследника Цезаря - Октавиана Цезарь был объявлен богом.
     При  правлении  Октавиана  Августа  начинает  создаваться  культ  гения
императора, в котором были  использованы  древние  римские  представления  о
личных гениях-хранителях. Гений императора представлялся  теперь  не  просто
его хранителем, а  некой  высшей  силой,  вдохновляющей  императора  на  все
поступки. Гению императора стали воздвигаться храмы. При преемниках  Августа
стало  обязательным  поклонение  статуям  императоров,   дни   их   рождения
отмечались как официальные празднества.  В  честь  императоров  устраивались
особые игры. Наиболее популярные традиционные  празднества  в  провинциях  в
честь местных богов стали празднествами  и  в  честь  императора  (например,
столь  любимые  греками  празднества  в  честь  бога  Диониса  стали  теперь
называться  Дионисии  Цезареи).  Если  жители   провинций   хотели   создать
объединения почитателей какого-либо местного бога, они при этом должны  были
объявить  себя  и  почитателями  императора.  В  официальных  постановлениях
городов императоры назывались спасителями -  спасителями  мира,  спасителями
всего человеческого рода, правителями мира. Эти  определения  призваны  были
создать представления о всемогуществе и всеобщности императорской власти.
     Первоначально  объявлялись  богами  только   умершие   императоры,   но
постепенно обожествлять  стали  и  правящих  императоров  (а  не  только  их
гениев).  Началось  это  в  восточных  провинциях,   где   представление   о
божественности  царей  имело  глубокие  исторические  корни  (обожествлялись
фараоны Древнего Египта, а после греко-македонского завоевания как  божество
почитался Александр Македонский). Но если при своем зарождении императорский
культ опирался на древние религиозные традиции, использовал надежды  народов
на  появление  сверхъестественного  спасителя,  то  с  течением  времени  он
делается формальным, становится звеном в процессе  всеобщей  нивелировки,  к
которой стремилось  в  провинциях  римское  правительство.  Были  выработаны
строго определенные  формулы,  с  которыми  обращались  к  императорам:  "О,
наибожественнейший из бывших когда-либо императоров..."; "Ваше  божественное
и непревзойденное величество..." Причем каждого следующего императора  также
называли "божественнейшим из когда-либо бывших".
     Поклонение  императорам  в  Римской  империи  носило  главным   образом
политический  характер:  соблюдение  культа  было  своего   рода   проверкой
благонадежности подданных. Существенно было не то,  во  что  на  самом  деле
верит  данный  человек,  а  то,  совершает  ли  он  определенные   действия,
выражающие почтение к императору. Императоры, может быть,  и  воспринимались
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 75
 <<-