|
когда христианство переросло узкие рамки сектантства и распространилось в
новой этнической среде, призывы к любви и братству получили иное, более
общее и более абстрактное истолкование.
Отличием христианства было и его обращение ко всем калекам, больным,
обиженным не только в социальном смысле, по и физически. Кумраниты же
считали, что больные и убогие могут их осквернить. Это отличие было связано,
как мы постараемся показать дальше, со своеобразной реакцией христиан на
эстетические и этические ценности античного мира. И конечно же никогда в
ессейских общинах, которые считали себя носителями подлинной, чистой
иудейской веры, не мог зародиться принцип, сформулированный Павлом в его
посланиях, о равенстве всех народностей перед богом ("нет ни эллина, ни
иудея...").
Разумеется, мы перечислили не все черты сходства и отличия между
христианством и ессейством, но даже из сказанного видна сложность
взаимоотношений этих двух учений. Трудно определить, когда именно проявились
эти черты сходства и отличия. Новозаветный Иисус в целом представляется
более близким к ортодоксальному иудейству, чем кумраниты. Возможно, именно
после гибели Иисуса его ученики и последователи в ожидании скорого второго
пришествия своего мессии восприняли целый ряд мессианистских чаяний ессеев.
Представляется вероятным, что с кумранским движением был связан Иоанн
Креститель и воздействие ессеев на первых христиан шло через его проповеди и
проповеди его сподвижников. Но здесь мы уже вступаем в область догадок...
Важно иметь в виду, что, зародившись под сильным влиянием иудейского
сектантства, христианство затем приобрело новые черты, которые
способствовали его распространению в разных странах и областях, входивших в
Римскую империю.
Процесс становления христианства как особого учения шел постепенно.
Одни группы христиан принимали одно, другие - другое утверждение или
религиозное предание, спорили, заимствовали, отвергали... Мы не имеем
возможности здесь подробно останавливаться на достоверности персонажей,
стоявших, согласно Новому завету, у истоков христианского учения. В науке
существуют разные точки зрения по этому поводу {Точка зрения тех ученых,
которые выступают против исторического существования Иисуса, раскрыта в
книге И. А. Крывелева "История религий". М., 1975, т. 1.}. Хочется заметить
только, что, несомненно, должны были существовать люди, первыми произнесшие
те проповеди, которые легли в основу будущей христианской религии.
Об одном таком проповеднике, Иоанне Крестителе, мы знаем не только из
евангелий, но и из произведения иудейского писателя I в. Иосифа Флавия. Он
говорит, что Иоанн был казнен римским ставленником, правителем Галилеи
Иродом, так как тот "стал опасаться, как бы его (т. е. Иоанна. - И. С.)
огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не повело к каким-либо
осложнениям" ("Иудейские древности", XVIII, 5, 2). Подобных проповедников
было много. Тот же Флавий рассказывает о пророке Февде, утверждавшем, что
река Иордан расступится перед ним, и о пророке из Египта, собравшем на горе
вокруг себя несколько тысяч человек (они были растоптаны римскими
легионерами). В "Иудейских древностях" Иосифа Флавия упоминается и Иисус. В
XX книге писатель говорит о казни Иакова, "брата Иисуса, называемого
Христом". В другом месте (в XVIII книге) об Иисусе рассказывается подробнее,
однако подлинность этого места вызывала у ученых сильные сомнения. Дело в
том, что там говорится о воскресении Иисуса, причем Иисус назван мессией.
Всего этого не мог написать иудей, не разделявший христианского учения, а
именно таковым и был Иосиф Флавий. Одни ученые считали это место с начала до
конца вписанным каким-то христианским переписчиком, другие полагали, что оно
было таким переписчиком отредактировано и что в основе его всетаки лежал
какой-то рассказ об Иисусе. Сравнительно недавно был обнаружен арабский
перевод "свидетельства Иосифа Флавия" об Иисусе. Этот перевод содержится во
"Всемирной хронике" египетского епископа Агапия, написанной в X в. для
христиан, говоривших по-арабски. Среди многих прочих цитат в ней приведен и
отрывок из XVIII книги "Иудейских древностей". В нем речь тоже идет об
Иисусе, но этот отрывок отличается от того, который дошел до нас в греческих
рукописях (произведение Иосифа Флавия было написано по-гречески или
переведено на греческий под его руководством).
В рукописи Агапия воскресение Иисуса представлено не как действительный
факт, а как рассказ его учеников. Здесь нет категорического утверждения, что
Иисус был мессией. Из отрывка, содержащегося в рукописи Агапия, прямо
следует, что к смерти Иисуса приговорил Пилат, прокуратор Иудеи. Этот
отрывок ближе по духу ко всему произведению Иосифа Флавия, чем греческий
вариант "свидетельства". Ясно, что христианский епископ, если бы он знал
другой текст Иосифа Флавия, где утверждается божественность Иисуса,
предпочел бы привести этот текст. Но, вероятно, в распоряжении Агапия
оказался древний список "Иудейских древностей", которого не коснулась рука
христианского переписчика {Подробно с этим отрывком, а также с
обстоятельствами открытия рукописи Агапия можно ознакомиться по статье И. Д.
Амусина "Об одной забытой публикации тартуского профессора Александра
Васильева" (Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1975, вып.
365).}.
В нехристианских источниках II в. также есть упоминание о Христе. Цельс
приводит даже его биографию, распространяемую иудеями. Согласно этой
биографии, Иисус был незаконным сыном бедной пряхи Марии и римского солдата
по имени Пантера. Степень достоверности этих фактов установить сейчас не
|
|