|
общины). Без строжайшей дисциплины и постоянного контроля над основной
массой членов кумранской общины невозможно было сохранение изолированности -
и общественной, и духовной. В уставе, найденном среди рукописей Мертвого
моря, сказано: "В каждом месте, где будет десять человек из общего совета,
пусть неотступно будет с ними кто-нибудь из жрецов... И в месте, где будет
десять человек, пусть неотступно будет изучающий Учение..."
Идеология, некоторые черты организации и обрядности кумранских ессеев
{Существовало несколько ессейских общин, отличавшихся друг от друга по своей
организации. Так, в общине, чья организация отражена в так называемом
Дамасском документе (также обнаруженном среди кумранских рукописей),
разрешалось вести свое хозяйство и владеть личным имуществом.} оказали
влияние на формирование первоначального христианского мировоззрения. Ученые
отмечают многочисленные терминологические и фразеологические совпадения в
кумранских рукописях и сочинениях первых христиан. Одни и те же
ветхозаветные цитаты приводятся и в той и в другой литературе. Выражение
"сыны света" встречается в новозаветных сочинениях, например: Лука, 16:8,
где "сыны света" противопоставляются "сынам сего века"; Иоанн, 12:36:
"Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света". Слова "нищие",
"бедняки" очень часто упоминаются в христианских произведениях; возможно, в
ряде случаев это не просто социальное понятие, а самоназвание христиан.
Ряд наиболее ранних христианских обрядов, по-видимому, связан с
обрядами кумранитов. Так, у последних существовало ритуальное омовение
{Христианское крещение, хотя и восходит к кумранским обрядам, в отличие от
них акт единичный и имеет иной мистический смысл - приобщение к Христу.}, во
время которого, по их учению, должно было происходить духовное очищение.
Благословение хлеба Иисусом на тайной вечере восходит к описанию мессии в
одной из кумранских рукописей: "Мессия Израиля протянет вперед руки над
хлебом, и после того, как он даст благословение, вся община примет
участие..." Запрет заниматься торговлей, существовавший у ессеев, выражен в
Новом завете словами: "Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в
поясы свои..." (Матфей, 10:9). Представление о двух путях - "пути света" и
"пути тьмы" - отражено в неканоническом произведении Дидахе.
Элементов сходства между идеологией кумранской общины и ранним
христианством можно назвать немало, но не менее важными представляются
отличия христианского вероучения от идеологии ессеев. Основным отличием
новой проповеди была вера в то, что мессия уже приходил в этот мир и что
мессией был Иисус. Характерным для христиан с самого начала существования их
как обособленной секты был отказ от чрезмерной замкнутости, свойственной
кумранской общине. Устав кумракитов не разрешал сообщать их учение "людям
кривды". Попасть в общину было трудно. В уставе специально оговорены правила
приема в члены общины. Кандидаты проходили собеседования, обучение;
испытательный срок составлял два года. В новозаветных же евангелиях
встречаются призывы, которые звучат как прямая полемика с этими
установлениями. Так, в Нагорной проповеди сказано: "Вы - свет мира. Не может
укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под
сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Матфей, 5:1415). Слова
"Вы - свет мира" перекликаются с самоназванием кумранитов. Похожие слова
есть и в Евангелии от Марка: "...для того ли приносится свеча, чтобы
поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее
на подсвечнике?" (4:21). Никакой организации, никакого приема в "ученики"
евангелия не описывают: Иисус по пути своего странствования просто
"призывает" учеников, и те, бросив свои занятия, следуют за ним (см. Марк,
1:16-20).
Существенные отличия от кумранского учения проявились в христианской
проповеди любви к ближнему: в уставе кумранитов сказано, что члены общины
должны любить всех "сьшов света" и ненавидеть всех "сынов тьмы", "каждого по
его преступлению сообразно с отмщением бога". В Новом завете, напротив,
содержатся призывы любить врагов и благословлять "ненавидящих нас", которые,
по существу, означали разрыв с общепринятыми этическими нормами, в том числе
и с нормами древних религий и обычного права (сохранявшего воспоминания о
некогда господствовавшем принципе "око за око" и "зуб за зуб"), и в то же
время требовали от последователей христианского учения неисполнимого
религиозного подвига.
Нужно отметить, правда, что эта проповедь первоначально не носила
всеобщего характера и не все "ближние" подходили под нее. В Нагорной
проповеди, согласно Евангелию от Матфея, Иисус предостерегал от лжепророков,
говоря: "Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое
приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают
и бросают в огонь" (7:18-19). С этим перекликается и угроза гибели,
высказанная в конце проповеди и адресованная всем тем, кто не последует
истинному учению ("построившим дом на песке"). Верующие предупреждаются,
чтобы они не давали святыни псам и не бросали жемчуга перед свиньями. Резкое
отношение к не признающим новое учение, стремление "охранить" святыню (т. е.
учение) было, по-видимому, отголоском ессейского мировоззрения. Возможно, и
братья, к любви и миру с которыми настойчиво призывает Нагорная проповедь
("всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду". - Матфей,
5:22), - это прежде всего братья по вере, члены одной религиозной общины
{Братьями часто именовали себя и члены так называемых языческих религиозных
объединений.}. Те же, кто не разделяет их веры, - все эти "псы", "свиньи",
"лжепророки" находятся вне моральных норм, проповедуемых новым учением. Лишь
|
|