|
представляется возможным. Но, как пишет польский писатель Зенон Косидовский,
"нет никаких логических причин отрицать историчность Иисуса, поскольку в
Палестине того времени подобного рода бродячие проповедники, пророки и
мессии были обыденным явлением" {Косидовский 3. Сказания евангелистов. М,
1979, с. 233.}.
Иисус был подвергнут самой позорной казни - распятию на кресте, к
которой римляне приговаривали рабов и повстанцев. Сам характер казни
поставил его в один ряд с обездоленными, отринутыми обществом людьми и
привлек этих людей к его учению. Вокруг образа Иисуса стали возникать
легенды, где реальные события переплетались с вымыслом. Вера в воскресение
Иисуса становится основой религиозной проповеди его экзальтированных
последователей. Первые проповеди сторонников нового учения не содержали
никакой сложной религиозной догматики, они сводились к рассказу о том, "как
бог духом святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и он ходил, благотворя
и исцеляя всех, обладаемых диаволом... и что наконец его убили, повесив на
древе {В греческом подлиннике - "повесивши на столбе". Вероятно, здесь
имеется в виду тот способ казни (распятие), когда осужденного за руки
привязывали к кресту, сделанному в виде буквы "т". Именно такую казнь
применяли римляне.}. Сего бог воскресил в третий день, и дал ему явиться не
всему народу, но свидетелям, предъизбранным от бога...". Эти слова вложены в
уста апостола Петра в Деяниях апостолов (10:38-41). От данной проповеди до
оформления мировой религии прошло более двух столетий ожесточенной борьбы
внутри христианства, преобразований, компромиссов, приспособления к
окружающему миру и влияния на него... Для того чтобы понять этот процесс,
нужно представить себе те условия, в которых он протекал, условия жизни в
Римской империи I - начала II в.
Обстановка в Римской империи в I в.
К началу I в. римляне покорили огромную территорию, охватывавшую все
Средиземноморье и значительную часть Европы. Вторая половина II и почти весь
I век до н. э. в римском государстве были заполнены острыми социальными и
политическими столкновениями. Это был период так называемых гражданских
войн. В Италии скопились массы рабов, происходило разорение крестьянства.
Органы управления, сложившиеся, когда Рим был сравнительно небольшим
городом-государством, не могли обеспечить порядок и сколько-нибудь
стабильное положение в огромной державе. Фактическая власть в Риме была
сосредоточена в руках небольшой группы знати, которая занимала высшие
должности в государстве и заседала в сенате - самом важном органе
управления, членство в котором было пожизненным. Сенаторы представляли
интересы узкого слоя господствующего класса римского государства. Но и между
ними не было единства. История Рима этого периода наполнена борьбой за
власть знатных родов, соперничеством отдельных клик внутри сената.
Естественно, что такая власть не могла справиться с охватившими
государство волнениями: восставали рабы, крестьяне боролись за землю,
покоренные Римом области (провинции) за освобождение от власти Рима, самые
разные слои римского населения - за расширение народоправства. Вот как
описывает римский историк Саллюстий положение в римской республике во время
гражданских войн: "Произволом горстки людей вершились мир и война, одни и те
же руки держали казначейство, провинции, высшие должности, славу, триумфы, а
народ изнемогал под бременем военной службы и нужды. И в то время, как
командующие со своими приближенными расхищали добычу, солдатских родителей и
малых детей сгоняли с насиженного места, если случался рядом сильный сосед.
Так бок о бок с мощью явилась алчность, безмерная и ненасытная, она
сквернила и крушила все, ни о чем не тревожилась и ничем не дорожила, пока
сама не сломала себе шею.
В результате длительной и ожесточенной борьбы власть старой знати была
сломлена, но вместе с ней погибла и республика. Последним этапом гражданских
войн в римской державе была борьба за единоличную диктатуру отдельных
полководцев.
В 40-е годы I в. до н. э. выдающийся военачальник и политический
деятель Гай Юлий Цезарь, победив своих соперников, стал диктатором в Риме.
Но его правление продолжалось недолго: он был убит сторонниками старой,
сенатской республики. Однако и после этого убийства продолжалась борьба за
единоличную власть. Победителем в этой борьбе вышел внучатый племянник
Цезаря - Октавиан, получивший почетное прозвище Август (эпитет,
употреблявшийся по отношению к божеству) и титул императора (императором
первоначально назывался победоносный полководец). По существу, была создана
особая форма монархии, опирающейся на военную силу, - империя. Исторической
задачей, стоявшей перед империей, было создание политической системы,
соответствующей потребностям огромной средиземноморской державы, интересам
господствующего класса всех областей, входивших в ее состав.
Сохраняя старые республиканские должности, императоры создавали свой
централизованный аппарат управления, к службе в котором привлекались
незнатные жители Италии, вольноотпущенники, а также жители провинций. Таким
образом, длительная социальная и политическая борьба закончилась не
демократизацией римского государства, а созданием своего рода военной
диктатуры. Но императоры не провозгласили себя царями: идея монархии была
еще неприемлема для римлян того времени, привыкших считать себя, невзирая на
все фактические различия в положении, равноправными гражданами
|
|