|
гда не вмешивалась в церковные споры, которым
вмешательство верховной власти лишь придает вес, чрезвычайно опасный; надо
было бы позволить им думать, спекулировать или бредить о религии, как им
угодно, лишь бы их действия не были вредны для общества, спокойствие
которого политика обязана охранять. Только в полной, абсолютной
веротерпимости, превращенной в основной, непререкаемый государственный
закон, короли, понимающие свои собственные интересы и искренне преданные
общему благу, найдут верное средство против безумств фанатизма и против
работы духовенства, часто оказывающейся роковой для самих королей. Государи
созданы для поддержания общественного спокойствия, а они сами нарушают его
самым вопиющим образом, когда присваивают себе право насиловать убеждения и
давить на мысль. Преследования могут создать лишь рабов-лицемерных
обманщиков и лжецов, которые никогда не могут быть примерными гражданами.
Только свободная мысль может создать разумные существа и освободить
людей от тех гибельных идей, которые одурачивали и подданных, и королей и
отдавали их в жертву духовенству. Постепенно распространяющийся свет разума
гораздо лучше научил бы людей их обязанностям по отношению друг к другу, чем
наставления наемных руководителей, имеющих наглость заявлять, что бог
предписывает им ненавидеть, преследовать, уничтожать друг друга и восставать
против законных государей всякий раз, как дело идет об утверждении или
поддержке их нелепых взглядов. Достаточно лишь слегка поразмыслить, чтобы
убедиться, что взгляды эти, купленные ценой такого обилия крови, бедствий и
волнений в течение многих веков, совершенно несовместимы со спокойствием и
счастьем народов и их государей и, следовательно, не могут проистекать от
бога, которому приписывают попечение о благополучии его творений. Если
судить о боге по его недостойным служителям, придется считать его злейшим
тираном.
Глава восьмая. СВЯТОСТЬ СРЕДСТВ, КАКИЕ ПРИМЕНЯЛИ ХРИСТИАНСКИЕ ГОСУДАРИ,
ЧТОБЫ УТВЕРДИТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ ХРИСТИАНСКУЮ РЕЛИГИЮ.
ИЗВЕСТНО, Константин, приняв христианскую веру, не только прекратил
гонения против ее служителей, но и осыпал их почестями, богатством и
ласками.
Обращение Константина, которое христианские наставники выдают за чудо,
имело в своей основе чисто житейские мотивы. Этот император, бывший, по всем
данным, очень жестоким и злым человеком, видя, что христианская секта широко
распространилась в Римской империи, стала весьма многочисленной и грозной,
сделал противное политике своих предшественников, которые безуспешно
преследовали ее, чтобы подавить. Он счел более разумным привлечь на свою
сторону главарей христианских-епископов, бывших владыками этой республики. С
их помощью он мог распоряжаться всей сектой и с успехом использовать ее для
того, чтобы возвыситься над своими соперниками. Желая угодить своим новым
друзьям, христианам, он, по примеру всех обманщиков, постоянно дурачивших
их, пустил слух о видении, в котором якобы Иисус показал ему крест и обещал,
что этот знак принесет ему победу.
С другой стороны, если верить историку Зосиме, в "обращении"
Константина не было ничего такого, что делало бы честь христианской религии.
Этот писатель сообщает, что император под бременем ужасных преступлений-в
том числе убийства тестя, зятя, племянника, собственного сына Криспа и своей
жены Фаусты - искал в языческих суевериях способов искупления, чтобы
заглушить укоры совести. Не найдя среди языческих жрецов человека,
достаточно снисходительного, чтобы отпустить ему его грехи, он обратился к
христианским священникам, которые ему разъяснили, что при помощи веры в
Иисуса Христа и крещения он совершенно переродится и грехи с него будут
сняты.
Нам, конечно, скажут, что Зосима был язычником и нельзя поэтому
ссылаться на его суждение о Константине. На это мы ответим, что все историки
единодушно приписывают этому императору злодеяния, о которых мы говорили, и
еще многие другие, явно свидетельствующие о его свирепости и ужасной
жестокости.
Однако в награду за услуги, которые он оказал церкви, христианские
писатели, особенно Евсевий Кесарийский, превратили Константина в героя, в
образец доброго государя. Немного только не хватало, чтобы объявить его
святым. И он действительно стал святым, если не за свои добродетели, то за
то усердие, с каким он преследовал язычников, религию которых он бросил. Он,
очевидно, стал дурно относиться к этим людям, которые, как он предполагал,
должны были возмущаться его лицемерием. Упреки, какие ему приходилось
выслушивать в Риме по поводу происшедшей в нем перемены, побудили его
оставить столицу, воздвигнуть соперничающую с ней новую столицу, которую он
построил. Он дал ей свое имя и перенес туда свою резиденцию.
В самом деле, историк Зосима сообщает, что после того, как Константин
объявил себя сторонником христиан и принял их веру, он не захотел во время
публичной церемонии подняться на Капитолий и стал насмехаться над этой
церемонией. Этим он навлек на себя такие ужасные проклятия и стал столь
ненавистен народу, что решил удалиться из Рима и перенести свою резиденцию в
другое место. Этот переезд, по мнению многих, был одной из главных причин
ослабления мощи римлян. Во всяком случае, Италия из-за этого оказалась
беззащитной против набе
|
|