|
лагодетельны; будем снисходительны к недостаткам и
заблуждениям себе подобных; постараемся просветить себя самих, чтобы стать
лучше; будем подавлять страсти, увлечение коими могло бы нам повредить;
будем искать законных наслаждений и откажемся от тех, которые даются ценою
ущерба для общества и для нас самих.
Следуя этой морали, мы будем счастливы и довольны в этом мире, приятны
своим согражданам и никогда не будем неугодны богу, который, если считать
его источником справедливости и доброты, не способен наказать в ином мире
тех, кто старался подражать приписываемым ему совершенствам.
Предоставим поэтому святошам их неразумную веру и их опасную покорность
воле священников. Оставим благочестивым сумасшедшим их покаяния, их
добровольные мучения, их бесплодные размышления, их мрачную меланхолию.
Оставим пылким ревнителям религии их злобу, ненависть, дух угнетения,
бешеный фанатизм. Оставим святым и кичливым богословам их бессмысленные
споры, диспуты, упрямство, непокорство. Будем следовать только разуму и
добродетели. Они покажут нам, что ни боги, ни люди не вправе заставить нас
нарушать неизменные правила человечности, справедливости и мира, рвать под
каким бы то ни было предлогом нерасторжимые узы, соединяющие на земле людей
друг с другом. Богословам, восхваляющим заслуги своих святых или старающимся
при помощи разрушающих всякую нравственность софизмов оправдать своих героев
за их явные преступления, скажем словами пророка: "Горе вам, которые
называют зло добром и добро злом". Исаия. 5, 20. Горе тем, кто имеет
слабость верить вам, прибавим мы.
* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СВЯТЫЕ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ ИЗ ИУДАИЗМА И ВЕТХОГО ЗАВЕТА. *
Глава первая. СВЯТОСТЬ МОИСЕЯ И ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ПАТРИАРХОВ АВРААМ ИАКОВ, ИОСИФ.
Христианская религия, по ее собственному признанию, основана на религии
евреев, основоположником которой считается Моисей. Поэтому христиане, в
согласии с евреями, рассматривают этого человека как посланника божьего, как
боговдохновенного святого. Утверждают, что приписываемые ему произведения
продиктованы самим богом. Однако некоторые критики осмелились усомниться в
том, что Моисей действительно автор Пятикнижия, то есть первых пяти книг
Библии. Свои сомнения они основывают на том, что в этих книгах упоминаются
города, еще не существовавшие в эпоху Моисея. Там рассказывается о царях
задолго до того, как у евреев они появились. Наконец, в этих книгах
говорится о смерти и погребении самого Моисея.
На этом основании некоторые ученые, у которых, по-видимому, не хватало
достаточной дозы веры, нашли, что вовсе не видно, чтобы Моисей был автором
приписываемых ему книг. Они утверждали, что произведения, приписываемые
Моисею, написаны разными людьми в разное время. Однако верующие, привыкшие
набожно закрывать глаза на неудобные для религии спорные вопросы, упорно
продолжают рассматривать Моисея как действительного автора Пятикнижия и
уверяют, что оно не содержит ничего такого, что не было бы внушено ему
богом.
Но допустим, что Моисей действительно автор приписываемых ему пяти книг
Библии. Так как для христианской религии очень важно подтверждать
божественность писаний, на которые опирается и последующая миссия Иисуса
Христа, рассмотрим вкратце, в какой степени можно доверять Моисею. Эта
проверка даст возможность судить о том, как мы вообще должны оценивать всех
прочих религиозных героев Ветхого и Нового завета и даже авторитет самой
церкви, которая, как известно, объявляет себя богом установленной.
Если мы спросим, каким образом можно удостовериться в
боговдохновенности Моисея, нам сейчас же укажут на множество чудес, которыми
бог якобы доказал божественность миссии этого "законодателя". А если мы
спросим, чем же засвидетельствованы эти чудеса, нам ответят, что сам Моисей
свидетельствует, будто "он видел бога лицом к лицу", общался с ним, "как с
другом", принял закон из собственных рук бога, действовал всегда по его
точным приказаниям. Словом, сам Моисей сообщает, будто он совершал чудеса,
доказывающие его боговдохновенность.
Отсюда мы видим, что "боговидцам" предоставляется право быть судьями в
своем собственном деле, что их свидетельство в свою пользу считается
достоверным;
ведь основной принцип религии состоит в том, что надо верить, то есть
нельзя сомневаться в правдивости тех, кто уверяют нас, будто они вдохновлены
богом, и в доказательство этого совершают чудеса. Очевидно, что такого рода
доказательства и столь подозрительные свидетельства приемлемы лишь для
людей, у которых легковерие подавило всякую способность рассуждать.
Чтобы устранить эти затруднения, нас уверяют, что Моисей не был
единственным свидетелем тех чудес, о которых сообщает Библия. Нам говорят,
что они происходили на глазах целого народа. Но откуда же мы знаем, что весь
еврейский народ видел чудеса Моисея? Опять-таки этот "божий человек" сам
говорит, что "шестьсот тысяч человек" были свидетелями его чудес. Нам
говорят: никто не доказал подложности Моисеевых чудес. Но, спросим мы,
откуда известно, что никто не опротестовал этих чудес? Частый ропот евреев и
их постоянные отпадения в идолопоклонство дают основание подозревать, что
чудеса Моисея либо не имели места, либо не всегда внушали доверие этой
толпе, обычно столь ле
|
|