|
что богатые приношения, проходившие через руки
римского епископа, давали ему возможность распространить свою
благотворительность на верующих в провинции. Римские верующие посылали им
вспомоществования, которые должны были поддержать их веру. Евсевий. История
церкви, 4, 23.
Эти щедроты, которые распределял папа, в сочетании с уважением, которое
питали к императорскому городу, естественно, давали римским первосвященникам
превосходство над епископами более бедных провинциальных городов, которые,
нуждаясь в помощи, попадали в некоторого рода зависимость от римской церкви.
Римские епископы умело использовали эту зависимость, и пастыри многих
церквей охотно признали их превосходство. Кроме того, римское духовенство
было многочисленно и состояло из столичных церковников, обыкновенно более
образованных. Поэтому многие епископы обращались за советами к римскому
епископу, считались с его мнением и с постановлениями его клира. В
результате папы понемногу присвоили себе в некотором роде юрисдикцию,
которую они ловко сумели превратить в свое право.
Однако превосходство римского епископа вначале не было таким
значительным, каким оно стало впоследствии. Епископы обращались с ним как с
равным, и видели, что святой Ириней, епископ лионский, в довольно резком,
отнюдь не покорном тоне пишет папе Виктору, упрекая его в том, что он
слишком необдуманно отлучил восточных епископов из-за спора относительно
времени празднования пасхи. Святой Киприан и африканские епископы отказались
подчиниться решениям папы Стефана и даже не признали себя отлученными от
причастия. Евсевий. История церкви, 5, 25, 26, 27. Святой Киприан, послание
71, 72, 73, 74 и 75.
Одним словом, мы видим, что и в древние времена, и в позднейшие века
епископы всех стран противятся воле римского первосвященника, и в конце
концов восточная церковь оспаривает его верховенство и пышный титул
"вселенского". Этот титул всегда был предметом вожделений пастырей римской
церкви, даже тех первосвященников, которых выдают за наиболее святых. Надо
полагать, что в то время папы уже не посылали столько пожертвований
иногородним верующим, они, по-видимому, больше старались концентрировать в
своих руках чужие богатства, чем раздавать другим свои богатства.
Богатство не замедлило развратить римских епископов и их духовенство.
Это чувствовалось уже в эпоху язычества, но проявилось особо непристойным
образом после того, как Константин избавил церковь от гонений. В четвертом
веке святой Василий жаловался на гордость, заносчивость и чванство римской
церкви. "Я ненавижу,- говорил он,- гордыню этой церкви".
Святой Иероним, как мы уже видели, очень резко выступает против той же
церкви, которую называет "великой вавилонской блудницей". Римские епископы
ничего не сделали, чтобы рассеять представления, какие дают нам эти святые
учители о поведении своих предшественников. Более того, мы скоро увидим, что
папы как бы нарочно старались уничтожить хорошее мнение, которое можно было
иметь об их святости.
Чрезмерные претензии римских епископов в конце концов привели к
окончательному возмущению их восточных собратьев, которые хотели сохранить
свою независимость и быть на равной ноге со своим римским коллегой.
Последний никогда не хотел уступить или хотя бы умалить свое верховенство,
на которое он претендовал как преемник святого Петра, бывшего, по его
уверениям, основателем церкви и "князем апостолов". Папа поэтому постоянно
осуществлял свои претензии с большим или меньшим успехом, смотря по тому, в
какой степени византийские императоры были заинтересованы в том чтобы иметь
римского епископа на своей стороне. Ведь воля могущественного государя, как
известно, довольно часто определяет собой волю подвластных ему епископов.
Власть восточных императоров в Италии была шаткой и непрочной. Им
грозила даже полная потеря власти, если бы они не сохранили добрых отношений
с римским епископом, имевшим в этой стране больше власти, чем они. Цари,
таким образом, вынуждены были договариваться со своим подданным, который мог
бы очень легко лишить их и той тени власти, которая оставалась еще у них над
страной, окруженной варварами, готовыми ее захватить. Папа сумел
использовать это положение, чтобы стать независимым от своих господ и
расширить свою власть за их счет. Вскоре он, видя их слабость, обратился к
варварам и, играя на их честолюбии и алчности, сумел при их помощи создать
себе государство. Так щедрость Карла Великого сделала папу светским
государем.
Вначале римский епископ был сговорчив по отношению к своим новым
господам и признавал их власть. Западные императоры пользовались правом
утверждать избрание пап. Но хитрые папы сумели использовать к своей выгоде
раздоры между потомками Карла Великого, вечно занятыми тем, что вырывали
друг у друга поделенные между ними королевства. Короли, столь же дурные, как
и суеверные, часто брали папу в арбитры в их недоразумениях, и, таким
образом, они дали ему юрисдикцию, которую он сумел использовать против них и
против их преемников. Их раздоры, войны и постоянные бедствия послужили
причиной величия римской церкви. Кроме того, Европа погрязла в глубоком
невежестве, малограмотные короли и дикие вояки умели только сражаться и
предоставляли первосвященнику, лучше разбиравшемуся в их интересах,
царствовать над ними и их государствами. Благодаря этому безумству королей и
глупости народов "смиренные служители бога" стали владыками Запада,
подлинными господами над королями и их подданными, раздавателями корон,
деспотами и даже богами христиан. Достаточно хоть сколько-нибудь внимательно
читать историю, чтобы у
|
|