|
христиан. Он здесь упрекает своих адресатов в
серьезных пороках. Мало того, одно замечательное место в послании,
приписываемом святому Варнаве, способно поставить под подозрение
нравственность самих апостолов. В самом деле, в начале этого послания,
весьма почитаемого христианскими богословами, мы читаем, что избранные богом
апостолы-люди развратные и чрезвычайно дурные. Это признание не
опровергается поведением, которое им приписывается в боговдохновенных
книгах.
Во всяком случае, доказано, что иудейская нетерпимость господствовала
даже в среде основоположников христианской религии. Особенно поразительно,
что дух разрушения и богословской ненависти обнаруживается и у апостола
Иоанна, который повсюду призывает христиан к любви: "возлюбите друг друга".
Похоже, что эта заповедь, по его мнению, не распространялась на людей, не
принадлежавших к его партии. Мы читаем, что он предписывает "закрывать двери
перед еретиками и даже не приветствовать их". А предание сообщает, что этот
самый апостол не захотел зайти в общественную баню, так как знал, что там
находится еретик Керинф.
При наличии таких образцов и таких руководящих правил не удивительно,
что христианская церковь в течение веков была и остается еще и теперь
ареной, где разыгрываются страсти служителей господа. Во всяком случае,
ясно, что там никогда не царил дух согласия и любви, которым
боговдохновенные авторы евангелия хвалились, но никогда не осуществляли на
практике. Евангелие действительно принесло "не мир, но меч". От апостолов и
до нашего времени христианский мир раздирается ненавистью, преследованиями и
яростью, что отнюдь не свидетельствует о боговдохновенности и о духе
кротости святых основоположников религии. Похоже, что Иисус Христос, умирая,
наложил на христианские народы то же заклятие, что и Дидона на Энея и его
потомков: Виргилий, "Энеида", 6: ...племя его и грядущих потомков Вечной
преследуйте злобой и нашим костям воздавайте Почесть сию: пусть не будет меж
вас ни любви, ни союза". Секта алогиан, или алогов, отвергавшая учение о
Логосе, существовала в третьем веке Алогиане отвергали идею о воплощении в
И. Христе "божественного слова" и видели в нем лишь духовно совершенного
человека, образец для поведения. Эта идея в настоящее время широко
распространена в различных христианских сектах. Как бы то ни было, евангелие
и прочие произведения апостола Иоанна встретили серьезные возражения со
стороны христиан уже с первых шагов христианства. Алогиане, отвергавшие
платоновское понятие о Слове, которое мы находим у Иоанна, отвергали и
евангелие его, приписав его еретику Керинфу. В самом деле, чрезвычайно
трудно поверить, чтобы апостол Иоанн был настолько сведущ в платоновской
философии, как автор евангелия, фигурирующего под его именем. А может быть,
платонизм был ему сообщен в откровении?
Между прочим, авторитет этого апостола-платоника утвердил в церкви
удивительный догмат троицы. В главе 4, стихе 7 первого своего послания он
пишет: "Три свидетельствуют на небе - отец, слово и дух святой, и сии три
суть едино". К несчастью, критики обнаружили, что это решающее место
отсутствует в большинстве древних рукописей. Отсюда возникает подозрение,
что оно было впоследствии вставлено в послание Иоанна каким-то благочестивым
фальсификатором, сторонником непонятного догмата троичности.
Апокалипсис, принадлежащий или приписываемый тому же Иоанну, тоже
претерпел ряд нападок даже в первые века христианства. Многие святые
богословы оказали ему эту честь. В их числе были Иустин, Ириней, Тертуллиан,
Климент Александрийский, Ориген, Киприан. Другие, как Василий, оба
Григория-Нисский и Назианский,- не поместили его в ряду канонических книг. А
Кай, весьма ортодоксальный писатель, приписал этот изуверский роман еретику
Керинфу, утверждая, что тот написал его, чтобы подкрепить свои видения
авторитетом знаменитого апостола. Действительно, в Апокалипсисе мы находим
высказывания насчет плотского, светского царства Иисуса на земле, осужденные
впоследствии церковью, как ересь. Но наши богословы при помощи аллегорий
спасают честь святого Иоанна и приписываемого ему Апокалипсиса.
Отсюда видно, что христианское учение было в первые века существования
церкви еще очень слабо обосновано. Впрочем, как мы уже видели, апостолы,
хотя их якобы наставил Иисус Христос и просветил дух святой, сильно
расходились между собой. Мы видим, что ересиархи создают секты уже во
времена апостолов, которые ведь должны были бы уметь разрешать все вопросы,
касающиеся веры. Уже в то время христиане подвергали сомнению основные догмы
христианской религии. Мы видим, наконец, непрерывный ряд еретиков,
раскалывающих церковь с самого ее зарождения. При этом все основывали свои
мнения на евангелии и писаниях апостолов. Все нападали и защищались,
ссылаясь на одни и те же произведения.
Не будем, однако, удивляться этому. Эти произведения, которые христиане
считают божественными откровениями, являются таковыми лишь по признаку
исключительной туманности, двусмысленности, загадочного стиля,
противоречивости.
Речи, влагаемые евангелием в уста Иисуса, часто оставляют нас в
недоумении насчет его самого. На основании его собственных слов невозможно
решить, бог ли он в самом деле или только человек, посланный богом. Он
называет себя то "сыном человеческим", то "сыном божьим". Он говорит, что он
ниже своего отца. Он знает только то, что отец ему открыл. Он не может
определить время своего второго пришествия, или конца света и т. п. А ведь
его подчиненное положение и незнание не согласуются с представлением
христиан об Иисусе как о
|
|