Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Христианство :: Поль Анри Тири Гольбах - Галерея святых или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 118
 <<-
 
ленных  тиранов.  Эти  правила,  несомненно,  резко
отличаются от правил, коим следовали  пророки  Ветхого завета,  нисколько не
останавливавшиеся перед  тем, чтобы  очистить землю  от  государей,  которые
имели  несчастье  им не угодить.  Но, хотя христианская религия теоретически
отвергла  этот  пункт  учения   иудейских  пророков,  служители  церкви   не
переставали следовать на практике  примеру  этих святых  личностей.  В самом
деле,  они  низлагали  царей,  раздавали  троны,  освобождали  подданных  от
верности  присяге,  данной государю. Мало того, почерпнутые  в Ветхом завете
правила  часто служили основанием  для  убийства неугодных церкви государей.
Множество примеров  доказывает  нам, что христианское духовенство обнаружило
не больше покорности светской власти, чем  израильские пророки и священники.
Вопрос  о том, можно  ли  погубить тирана или нет,- один из наиболее спорных
для христиан.  Одинаково почтенные авторитеты высказывались по этому важному
вопросу  и   за  и   против.  Великие   святые,  целые  монашеские   ордена,
ученые-богословы уверяли, что можно со спокойной совестью убить царя-еретика
или  непокорного  церкви.  Другие резко  выступали против  доктрины, которая
ставила под постоянную угрозу жизнь государей и грозила ужаснейшими смутами.
Но противники  убийственной для  царей доктрины  не  учли,  что она получает
одобрение  на каждой странице Библии, подтверждена  поведением ветхозаветных
святых,  остающихся  почитаемыми  личностями,  образцами  для   всех  добрых
христиан.  Порицать  жестокую  доктрину - значит  порицать пророков,  значит
порицать дух святой, которым она якобы внушена. Нам, может быть, скажут, что
боговидцы пользуются привилегией и могут совершать поступки, запрещенные для
тех,  кто  не  удостоился, как  они,  божественного  откровения.  На  это мы
ответим, что и среди  христиан во  все времена были благочестивые энтузиасты
или обманщики, которые  считали себя боговдохновенными или выдавали себя  за
таких. Разве христианский первосвященник  не заявляет, что он непогрешим, то
есть  что все его суждения внушены  богом?  И вот  этот  первосвященник,  по
образцу еврейских пророков, тысячу раз низлагал королей, поднимал на бунт их
подданных, одобрял покушения на государей, именем бога благословляя гонения,
гражданские  войны,  убийства,  полезные для религии или для его собственных
интересов.
     Наконец, чтобы заставить замолчать тех, кто утверждает, будто теперь не
надо уже  следовать примерам пророков и ветхозаветных святых, мы спросим их,
осудила ли когда-нибудь официально церковь убийственную  для царей доктрину?
Богословы, столь  аккуратно  осуждавшие малейшую ересь,  столь  бдительные в
поддержании чистоты  христианского учения,  ничего никогда не сделали, чтобы
защитить  особу  государей от  нападений  религиозного фанатизма. Знаменитый
Иоанн Герсон, канцлер Парижского  университета и посланник короля Франции на
Констанцском соборе, несмотря на все свои старания и на весь авторитет своей
богословской   учености,  не  сумел  добиться  от   собора  осуждения  книги
францисканца  Иоанна  Малого,  в которой  тот  старался  оправдать  убийство
герцога Орлеанского  герцогом Бургундским  и утверждал, что всякий подданный
имеет  право наложить руку на тирана. Вот  его формулировка:  "Всякий  тиран
может  быть убит кем угодно из своих вассалов и подданных,- и это  вменяется
им в похвалу  и в заслугу,- притом любыми средствами, используя даже засаду,
лесть  и вкрадчивость,  невзирая  ни  на какую клятву или договор, не ожидая
приговора или  распоряжения судьи".  Святой Фома Аквинский, один  из великих
учителей  церкви,  проповедовал  ту же доктрину,  принятую  затем иезуитами,
особенно  Мариана и Бузенбаумом.  Даже  те из представителей церкви, которые
громче всех выступали против такого рода покушений, продолжают,  несмотря на
свои   крики,  чтить  пророков,   бывших,  согласно   писанию,  мятежниками,
поджигателями, убийцами.
     Вот   как  эти  великие  библейские  образцы  формируют  нравственность
народов, делают их кроткими и верными!
     Неужели же  государи  никогда  не поймут, что  их  собственные интересы
требуют просвещения подданных для  того,  чтобы разрушить их слепое и глупое
доверие  к честолюбивым священникам,  желающим  установить власть над умами,
страшную  и  опасную   для  власти,  которую  государи  имеют   над  телами?
Духовенство соблюдает верность  лишь  тем  государям, которые  послушны  его
капризам и  склонны  служить  его  целям.  А  фантазии  и цели мошенников  и
фанатиков всегда чрезвычайно  вредны для государей  и их подданных. В Ветхом
завете мы  видим, что  жречество  и его сторонники вечно воюют  с  верховной
властью. И  при Новом  завете власть духовная  постоянно борется со светской
властью. Предрассудки христианских народов, почти всюду столь  же суеверных,
как  и  евреи,  приводят  к  тому, что государи лишены возможности  и власти
обеспечить народам должное благополучие. Находясь и сами во власти суеверия,
государи не знают иной  политики как в союзе  с духовенством держать народ в
глубокой  тьме,  часто весьма опасной для самих правителей.  Только истина и
нравственность могут  дать  счастье народам и царям, освободить  их от опеки
обманывающих   их    шарлатанов.    Разум   несовместим   с   верой,    цель
которой-уничтожить разум. Народы всегда останутся неразумными, пока их будут
убеждать,  что  невежество,  легковерие, неразумие  угодны  божеству, и пока
государи в союзе с попами будут противиться успеху знания.


Глава пятая. ПИСАНИЯ ПРОРОЧЕСКИЕ: ИСАИЯ, ИЕЗЕКИИЛЬ, ИЕРЕМИЯ, ИОНА И ПРОЧИЕ.

     Мы! не обнаружили признаков святости в поведении ветхозаветных пророков
и боговидцев, мы не найдем  признаков мудрости и  святости и  в их писаниях,
которые  тем  не менее с
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 118
 <<-