|
ри Израиля и Иуды постоянно между собой воевали,
гадатели переходили то на одну, то на другую сторону, в зависимости от своей
выгоды; а поскольку сочувствие населения им всегда было обеспечено, им легко
было склонять чашу весов в любую сторону. Если царь навлекал на себя
негодование пророка, последний обычно обращался к какому-либо честолюбцу,
который казался ему подходящим для его видов. Он говорил ему, что бог избрал
его орудием мести против царя, вызвавшего недовольство бога. Отныне тому, на
кого упал выбор пророка, была обеспечена значительная поддержка в стране, и
подсказанное божьим человеком предприятие обычно заканчивалось успешно.
Наконец, когда пророки хотели повредить какому-нибудь царю, они его
опорочивали в глазах народа, деморализовали его солдат, предвещая им
несчастья и поражения, угрожая им гневом божьим и внушая им, что они никак
не сумеют устоять против вражеских сил, с которыми им предстоит сразиться.
Вместе с тем провидцы имели сообщников в противном лагере и именем господа
поощряли тех, кому они хотели обеспечить победу. Такова, как мы видим, роль,
которую в писании играют различные пророки, непрерывно воздвигавшиеся
божеством на погибель царям и народам, которые, как мы указали, после
раскола вели постоянные религиозные войны.
В числе прочих объектом гнева небесного стал царь Израиля Ахав.
"Священное" писание изображает его гнуснейшим тираном. Он не мог не
возбудить против себя пророков своей женитьбой на языческой принцессе
Иезавели и терпимостью к культу богов его жены в Самарии. В глазах
нетерпимого святоши этой преступной снисходительности и нечестивого брака
было достаточно, чтобы сделать царя достойным проклятия. Илия воспылал
рвением против столь нечестивого царя. Он бичует его преступления и
нечестие. Он предвещает ему засуху и голод-несчастья, которые сами по себе
могут встревожить народы. Эти бедствия продолжались, по сообщению Библии,
три года. Бог нашел более полезным заставить целый народ погибать от голода,
чем изменить сердце одного царя. После этого господь приказал пророку снова
отправиться к царю Ахаву, которого он стал упрекать за культ Ваала.
Разгневанный наглостью пророка, монарх сначала было стал ему угрожать. Но
пророк, уверенный, надо полагать, в поддержке легковерного народа,
доведенного до отчаяния несчастьями, оказался достаточно силен, чтобы
заставить убить 850 языческих жрецов, или ложных пророков. Четвертая книга
Царств, 1; третья книга Царств, 17, 18, 19. Иезавель была сильно разгневана
этим жестоким избиением своих жрецов. Несмотря на покровительство господа и
народа, Илие пришлось бежать, чтобы спастись от гнева царицы. Некоторое
время он находился в пустыне, где ангел утешал его в его неудаче. Из своего
убежища он вышел с тем, чтоб снова сеять смуты в государстве. Он уверял,
будто бог повелел ему помазать Азаила в цари над Сирией, а Ииуя - в цари над
Израилем. Посадив на шею своего государя двух могущественных врагов, он
явился ко двору царя и стал порицать его за его тиранию. Спустя два года
Ахав был убит в бою против сирийцев. Что касается Иезавели, то, когда Ииуй
завладел престолом, он выбросил ее из окна и труп ее отдал собакам. После
этих приключений Илия, отнюдь не отличавшийся особой кротостью, дважды
удостоился чуда, чтобы уничтожить своих врагов. Дважды он поразил сошедшим с
неба огнем воинов, посланных за тем, чтобы взять его и привести к царю
Охозии, желавшему спросить у него совета насчет болезни. Пророк предрек ему,
что он от этой болезни умрет. В награду за эти подвиги Илия, согласно
Библии, был вознесен в огненной колеснице на небо.
Свой пророческий плащ и дух лукавства Илия оставил своему ученику
Елисею; по призыву Илии он оставил плуг, чтобы заняться в Израиле ремеслом
пророка, ставшим для него чрезвычайно прибыльным. Впрочем, что-то не видно,
чтобы этот человек, став пророком, приобрел дух терпения и кротости, который
можно было бы рассчитывать найти у святого. Дети, которым его внешность
показалась смешной, насмехались над ним. За этот проступок, столь
простительный в таком нежном возрасте, пророк путем чуда вызвал медведей,
которые пожрали неосторожных детей. Бог никогда не шутил с теми, кто имел
неосторожность обидеть его угодников.
Самые выдающиеся пророки Израиля были замешаны во все государственные
дела. Когда Елисей находился в Дамаске, сирийский военачальник Азаил имел с
ним свидание под предлогом консультации по поводу болезни сирийского царя.
Елисей сказал ему, что болезнь царя не смертельна, но предсказал Азаилу, что
тот сам станет царем Сирии,-другими словами, он дал ему понять, что хорошо
было бы ему воспользоваться случаем и захватить престол. Выполняя указания
святого, Азаил по возвращении в Сирию, чтобы осуществить предсказание
пророка, задушил царя в его постели и провозгласил себя царем, вместо него.
Присвоив себе право раздавать короны, Елисей через одного из своих
учеников посвятил на царство в Израиле Ииуя, предписав ему истребить все
потомство Ахава, который, как мы видели, был ненавистен вдохновенным
угодникам господа. Узурпатор Ииуй, который и сам был в этом заинтересован,
не преминул аккуратно выполнить предписание, давшее ему возможность мирно
наслаждаться похищенной короной. Набожные государи всегда ревностно
исполняют заповеди господа, если они видят в этом выгоду для себя. Третья
книга Царств, 3; четвертая книга Царств, 2.
Из той истории иудейских пророков, которую мы только что описали,
видно, что эти святые личности не обнаруживали к особе царей отношения,
которое впоследствии было выработано христианством. В самом, деле,
христианство учит, что личность государя священна и неприкосновенна. Оно
говорит, что цари - ставленники самого божества и что нельзя покушаться на
жизнь даже самых отъя
|
|