|
жрецов и боговидцев, они стали народом очень
беспокойным для своих властителей и соседей. Лишенные всякой морали и
ослепленные суеверием, они всегда считали божественными людьми тех, кто
служил им против врагов; а врагов создавал им постоянно их буйный нрав и
беззакония. Как и все верующие, они всегда находили очень святыми и очень
похвальными всякие способы, какие могли прекратить или смягчить их бедствия,
которые они вполне заслуженно сами на себя навлекали.
Язычники, обычно проявлявшие терпимость ко всем чужим культам, часто
были вынуждены преследовать евреев, ибо они без труда понимали, что их божий
закон делал их мятежными, жестокими врагами всякой иноземной власти.
Вот в чем, по-видимому, истинная причина гонений и преследований,
которым языческие государи постоянно подвергали израильский народ. Он
никогда безропотно не терпел над собою ярма, а боговдохновенные старались
культивировать в нем эти настроения, способные только сделать его
несчастным. Из-за своей религии евреи всегда были врагами рода
человеческого, и не удивительно, что весь человеческий род восстал против
них и старался им вредить.
Мы видим, далее, как ассирийцы, совсем в духе еврейских принципов,
осаждают под предводительством Олоферна Бетулию. Когда город был накануне
падения, некая святая вдова, по имени Иудифь, берется его спасать. По
божьему внушению она наряжается и прибавляет к своей красоте еще новые
украшения с целью возбудить любовную страсть у ассирийского полководца.
Последний, увлеченный ее красотой, захотел удовлетворить с ней желания,
которые она в нем возбудила. Иудифь соглашается, но, видя, что ее любовник
уснул, возносит молитву богу и, почерпнув в нем силу, мощной рукой отсекает
голову человеку, к которому она пришла отдаться во имя господне. Гордая
своим великим подвигом, она возвращается в город и извещает сограждан о
чудесной победе, которую она одержала над любовником, опьяненным любовью и
вином. Жрецы приветствуют ее рвение и благодарят бога, применившего такое
прекрасное средство для спасения своего народа. Верующие воображают, таким
образом, что всемогущему богу приходится пользоваться самыми бесчестными,
преступными, низкими способами, чтобы добиться своих целей.
Что за странный бог, который может спасти осажденный город только рукою
женщины, которую он ставит в положение проститутки и которая избегает позора
путем самого подлого убийства!
Сделанного нами краткого обзора еврейских героев и героинь достаточно
для доказательства того, что поведение этих святых не только не может быть
для нас поучительно, но, наоборот, способно лишь привести в негодование тех,
кто осмелится сколько-нибудь следовать рассудку и признает обязанности,
диктуемые нам природой. Какая могла быть мораль у верующих евреев, если
религия убеждала их, что небо предписывает разбой, убийства, воровство, что
дух божий овладевал кровожадными вояками, вдохновлял мятежников и
изменников, одобрял предательство и проституцию? А ведь такими идеями
пичкали израильский народ непрестанно. Не будем после этого удивляться тому,
что народ этот всегда был жестоким, вероломным, мятежным, нетерпимым,
лживым. Эти черты сохранились у него в результате рокового импульса, данного
ему Моисеем и другими боговдохновенными святыми. Освященная религией, эта
испорченность стала естественной причиной несчастий, обид и жестоких
притеснений, которые евреи испытывали почти во все времена. Христиане,
усвоив их "священные" книги и рассматривая их героев как достойные
подражания образцы, унаследовали от них дух гонений, религиозную жестокость,
бесчеловечность, непонимание истинной нравственности. Иудейские понятия,
перенесенные в христианство, тысячи раз потрясали государства. Ревностные
святые, набожные герои часто оказывались опасными подданными, приводившими
свое отечество на край гибели.
Глава третья. СВЯТЫЕ ПРОРОКИ И ЖРЕЦЫ ИЗРАИЛЯ: САМУИЛ, ДАВИД.
Если мы разберем беспристрастно поведение жрецов, пророков и
боговдохновенных святых еврейского народа, то оно окажется не менее
позорным, чем поведение его героев. По признанию самой Библии, жрецы ловко
злоупотребляли предоставленной им Моисеем неограниченной властью и теми
богатствами, которые они извлекли из служения религии, отдававшей весь народ
в добычу их алчности и вымогательству. Эти наглые служители неба,
толкователи его указаний, дававшие свои заключения по всем вопросам, были
единственными судьями в Иудее и, руководствуясь своими прихотями и своими
интересами, возбуждали смуты.
Поразительный пример могущества жрецов дает нам происшествие, приведшее
к полному истреблению колена (рода) Вениамина. Жена одного левита
подверглась насилию со стороны некоторых жителей города этого колена. Жрец
пожаловался всему народу. Обратились за советом к первосвященнику, чтобы
решить, как поступить. Первосвященник в свою очередь обратился к господу и,
преисполненный желания отомстить примерным образом за оскорбление,
нанесенное духовенству в лице одного из его членов, он возвещает, что бог
повелел всему народу взяться за оружие и истребить колено, к которому
принадлежали виновники. Он обещает, со своей стороны, успех в этом кровавом
походе. Народ, однако, потерпел поражение от вениамитян. Снова вопросили
первосвященника. Тот, упорно пылая местью, именем бога снова предписывает
начать резню. Благодаря его стараниям почти все колено было истреблено из-за
жалобы дурного священни
|
|