|
листах, сшивая их наподобие современных книг. Проповедникам было несравненно
легче найти нужную цитату, записанную на листке, чем на неудобном свитке,
который приходилось иной раз в поисках нужного места разворачивать до самого
конца. К тому же такие рукописные книги-кодексы были более емки и
экономичны, поскольку листы в них, в отличие от свитков, можно было
исписывать с двух сторон. Что произошло потом, точно не известно, во всяком
случае монахи публично обвинили Тишендорфа в том, что он спрятал за пазуху
ценные рукописи и ночью тайком удрал из монастыря. В дело вмешался русский
консул, шефствовавший над монастырем, и после длительных переговоров стороны
пришли к компромиссу.
Тишендорф обязался после научной обработки синайских рукописей передать
их царю Александру второму, что он и сделал лично несколько лет спустя,
приехав в Царское Село. Синайская рукопись, чисто случайно, почти чудом
спасенная для науки, была издана в Петербурге библиофильским тиражом в 300
экземпляров под общим названием "Синайский кодекс" и разослана во все
научные учреждения мира.
Второе издание вышло в Лондоне в 1911 году. Огромное впечатление в
научном мире произвели также папирусы, или, вернее, обрывки папирусов,
найденные в египетских песках двумя молодыми исследователями-англичанами. В
1897 году они вели раскопки в древнем поселении Оксиринхос в 180 километрах
к югу от Каира.
Плодом их изысканий был жалкий клочок папируса, который, однако, открыл
новую эпоху в изучении истории раннего христианства. В нем содержалось семь
ранее совершенно неизвестных изречений Иисуса Христа. Наличие подобных
текстов именно в этом месте объясняется тем, что в четвертом и пятом веках в
Оксиринхосе существовала большая и очень влиятельная христианская община. В
1897 году эти изречения были опубликованы под заглавием "Logia lesu" ("Фразы
Иисуса"). В 1903 году те же английские археологи обнаружили в Оксиринхосе
новый обрывок папируса с еще пятью, тоже доселе неизвестными, приписываемыми
Иисусу изречениями. Введенное молодыми англичанами определение "logia"
прочно вошло в библеистскую терминологию и стало применяться ко всем
высказываниям, приписываемым Иисусу, но не вошедшим в канонические книги
Нового завета.
После находок в Оксиринхосе десятилетиями не прекращались поиски,
предпринимаемые археологами самых разных стран. О результатах этих поисков
свидетельствуют следующие цифры: в настоящее время науке известно около 4
тысяч полных древних списков Нового завета и более 25 тысяч фрагментов.
Все эти текстологические находки, как уже говорилось, дали возможность
приступить к лингвистическому анализу "священного писания". Ведь только
путем сличения и сопоставления различных копий можно попытаться восстановить
подлинный, первоначальный текст Нового завета. Следует сказать, что
многочисленные фрагменты новозаветных текстов археологи обнаружили также на
остраконах - керамических черепках; на них писали бедняки, которым не по
карману был дорогой папирус. Найдено довольно много черепков с различными
отрывками из Нового завета и даже почти полный текст Евангелия от Луки,
размещенный на десяти остраконах. Интересный и богатый материал для
лингвистического анализа Нового завета дало изучение греческих и римских
надгробных надписей. Они часто содержат цитаты из "священного писания" в
редакции того времени, когда были установлены надгробия. Наконец, для
лингвистического анализа Нового завета исследователи широко использовали
цитаты из него, которые содержатся в сочинениях "отцов церкви", таких, как
Тертуллиан, св. Иероним, св. Августин. Этих цитат так много, что из них
можно составить почти весь Новый завет.
Сорок лет господства устной традиции.
Прежде чем перейти к характеристике содержания и сущности Нового
завета, следует остановиться еще на одном вопросе, без выяснения которого
невозможно правильно оценить Новый завет как исторический документ. Речь
идет о том, что первое евангелие, то есть первый документ, описывающий
некоторые эпизоды жизни Иисуса Христа, появилось лишь спустя сорок лет после
его легендарной смерти. На первый взгляд может показаться по меньшей мере
странным, что люди, верившие в божественную сущность Иисуса, так долго не
заботились о том, чтобы написать историю его жизни или сохранить
какие-нибудь реликвии. Но если мы не будем подходить к вопросу с современной
меркой, а попробуем представить себе мышление, быт и нравы первых христиан,
то нам станет ясно, что это кажущееся равнодушие к памяти основателя новой
религии отнюдь не было вызвано отсутствием пиетета.
Прежде всего, вспомним, что за люди были первые христиане. Тертуллиан,
живший на рубеже второго и третьего веков, защищая христиан от нападок
языческих памфлетистов, подчеркивал, что они верноподданные ремесленники,
исправно платящие подати. В апологетическом диалоге Минуция языческий
полемист Цецилий называет христиан жалкой голытьбой и обвиняет их, в
частности, в том, что они вербуют себе приверженцев среди самых низких слоев
черни, оборванцев и суеверных женщин.
Эти утверждения, как известно, недалеки от истины: первыми
последователями Христа были люди в большинстве своем простые и
невежественные. Лишь очень немногие из них умели читать и писать.
Неудивительно, что они не придавали значения листам пергамента или папируса,
покрытым непонятными знаками. Для народов Ближнего Востока главным носителем
|
|