|
мудрости поколений был не письменный документ, а устная традиция.
Героические события прошлого, религиозные мифы, народные сказки и легенды,
передаваемые бесчисленными поколениями певцов, сказителей и проповедников, -
вот основное духовное наследие той эпохи. И пожалуй, Иисус (если
предположить, что это личность, реально существовавшая) не написал сам -
как, впрочем, и Сократ - ни одного слова, не считая нескольких знаков, якобы
начертанных им на песке (о чем говорится в Евангелии от Иоанна).
Поэтому вполне вероятно, что в течение первых десятилетий после смерти
Иисуса его учение распространялось только устно, путем так называемого
"катехизиса" (поучения, наставления). Пропагандистами новой веры были
бродячие учители и проповедники, чьи имена нам, как правило, неизвестны. Они
проповедовали в городах Ближнего Востока, всюду, где при иудейских молельнях
возникали группы приверженцев Иисуса. Нравственное учение Христа излагалось
в форме легко запоминающихся афоризмов, образчиками которых являются
"логии". Эти подлинные или мнимые изречения Иисуса в сочетании с
драматическими событиями его биографии обретали живые краски народных притч,
и таким образом возникала устная традиция, обладающая явными признаками
фольклора. Именно отсюда, из этого с трудом поддающегося ныне расшифровке
переплетения изложения действительных фактов с плодами народной фантазии,
черпали "биографы" Иисуса материал для своих евангелий.
Существуют, однако, и другие, значительно более веские причины того,
что учение Христа не излагалось письменно. Они связаны с тем, что первые
приверженцы Иисуса не порывали с иудаизмом. Напротив, они тщательно
соблюдали все правила моисеевой религии, посещали храмы и синагоги, словом,
подчеркивали свою правоверность на каждом шагу. Даже их вера в приход
спасителя-мессии в принципе не противоречила иудейской традиции, поскольку
основывалась на пророчествах Ветхого завета. Лишь в одном они отличались от
ортодоксальных иудеев: они верили, что предсказанный библейскими пророками
мессия уже появился на земле в облике Иисуса Назорея. Иудео-христиане,
убежденные, что, признавая Иисуса мессией, они являются еще более
правоверными иудеями, чем те, которые его отвергают, по-прежнему считали
своим священным писанием Ветхий завет и совершенно не помышляли о том, чтобы
его чем-нибудь заменить. В том, что касалось Иисуса, его жизни и
нравственной проповеди, они полностью удовлетворялись устными рассказами.
Когда же начали наконец появляться письменные свидетельства, вошедшие
впоследствии в Новый завет, они отнюдь не претендовали на то, чтобы заменить
Ветхий завет и стать Библией христианства.
Они даже не были адресованы верующим, большинство которых, как уже было
сказано, не умело читать. Это были в основном публицистические трактаты,
имеющие целью доказать языческим памфлетистам и иудейским ортодоксам, что
Иисус из Галилеи действительно был мессией. И что характерно: авторы этих
трактатов стремились обосновать свою точку зрения, опираясь на авторитет
Ветхого завета.
Достаточно сказать, что в Новом завете имеется помимо бесчисленных
ссылок и упоминаний около трехсот прямых цитат из Ветхого завета. Почему же,
однако, эти сочинения стали появляться именно спустя сорок лет после смерти
Иисуса? Да потому, что этого потребовала социально-политическая обстановка.
В то время в Палестине, как мы уже говорили, шла ожесточенная, кровавая
римско-иудейская война, трагическим финалом которой было разрушение
Иерусалима. Назореи отказались участвовать в войне, и иудеи объявили их
изменниками и ренегатами.
Одновременно усиливалась презрительная враждебность к ним со стороны
римского и греческого окружения. Так что христианам приходилось защищаться
от всякого рода нападок извне, а также укреплять в своей среде веру в то,
что истина на их стороне.
Говоря о причинах сорокалетнего отсутствия письменных свидетельств о
жизни и учении Христа, необходимо учитывать также настроение, в каком жили
назореи после смерти своего любимого учителя. Это было состояние религиозной
экзальтации, порожденной верой в скорое возвращение Иисуса, который,
вернувшись, осудит неправедных и создаст царство божье на земле. Из
Евангелия от Матфея следует, что это должно было произойти совсем скоро.
Иисус обещает своим ученикам: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих
здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят сына человеческого,
грядущего в царствии своем" (16:28).
Однако шли годы, люди рождались и умирали, а ожидаемый день господен не
наступал. Христиан, с полным доверием ожидавших своего спасителя, начали
терзать чувства горечи и сомнения. Они стали задумываться над вопросом,
почему Иисус не вернулся на землю, как обещал. Вместе с тем проснулся
интерес к его биографии; ведь в том, что он делал, говорил, переживал,
скрывается, быть может, разгадка, которая укрепит их пошатнувшуюся веру. В
такой обстановке начали появляться описания жизни и учения Христа, задачей
которых было отстаивать, объяснять и доказывать, что Иисус действительно был
мессией. В какой степени можно считать достоверными сведения о Иисусе,
зафиксированные сорокалетней устной традицией? Защищая некоторые тезисы
христианской религии, церковь ссылается часто на авторитет традиции, словно
это неопровержимая истина. Но известно, что традицию создавал простой народ,
склонный к фантазированию, мифологизации, преувеличениям, ищущий в мечтах
убежища от нищеты и скудости своей реальной жизни. В те времена люди
искренне верили, что знаменитые короли, государственные деятели и мыслители
обладают даром исцелять недуги и даже воскрешать мертвых. Более того,
|
|