|
времени, тем более что его племянник Тиберий Александр занимал в 46-48 годах
высокий пост прокуратора Иудеи. Филон жил в Александрии, но часто приезжал в
Иерусалим, где у него было много родных и знакомых. В одном из своих
многочисленных трактатов - "О созерцательной жизни" - он описал деятельность
"терапевтов" - религиозной секты, во многом напоминавшей ессеев и первых
христиан. И тем не менее в его огромном по объему литературном наследии,
посвященном главным образом вопросам религии и правлению Понтия Пилата,
совершенно ничего не говорится об Иисусе. И так во всей религиозной
литературе евреев, за исключением Талмуда, но о Талмуде у нас будет разговор
особый.
Поскольку нас так разочаровали соотечественники и соплеменники Иисуса,
то грех обижаться на римлян и греков. Правда, как уже говорилось, Тацит,
Плиний Младший и Светоний оставили краткие записи на интересующую нас тему,
но там речь идет не столько об Иисусе, сколько о существовавших уже тогда
христианских общинах.
К тому же все три текста довольно поздние, они были написаны спустя
восемьдесят с лишним лет после распятия. А более ранние писатели, как Плиний
Старший (23-79), Марциал (40- 103), Плутарх (46-120) и Ювенал (около 60-
около 140), описывая значительно менее важные события, обходят молчанием
потрясающую историю мессии из Назарета.
Тех, кто безоговорочно верит всему, о чем рассказывается в евангелиях,
должен насторожить тот факт, что в еврейских летописях нет ни слова о
наступившем якобы в момент смерти Иисуса трехчасовом солнечном затмении, о
душах умерших" покинувших могилы, и прежде всего о том, что драгоценный
занавес, святая святых Иерусалимского храма, разорвался в тот миг пополам.
Трудно поверить, чтобы ни один еврейский летописец не счел этих явлений -
если б они действительно имели место - достойными упоминания. Что же
касается солнечного затмения, то о нем ничего не знает даже славившийся
своей научной добросовестностью Плиний Старший, хотя он посвятил солнечным
затмениям целую главу своей "Естественной истории". Библеисты задумывались,
разумеется, над причинами этого загадочного молчания. Католический писатель
Даниель-Ропс, автор известной монографии об Иисусе, дает этому следующее
объяснение: "Для среднего гражданина Рима времен императора Тиберия то, что
произошло в Палестине, значило не больше, чем значило бы для нас появление
какого-нибудь пророка на Мадагаскаре или на острове Реюньон". А вот еще
более красноречивое высказывание польского ксендза Павла Штейнманна, автора
книги "Павел и Тарса": "В 30 году нашей эры Иисус погибает распятый, как
раб, один из миллионов рабов, живших в Римской империи.
Палестинские евреи едва заметили это событие. Если оно и произвело
какое-нибудь впечатление, то разве в Италии, Греции, Малой Азии и Египте
цивилизованных людей интересовали иудейские дела? Что стоил этот труп в
государстве, где правил Тиберий, а предстояло править Калигуле, Клавдию и
Нерону? Что значит гибель одного человека в мире, в котором все обагрено
кровью?" Оба автора невольно раскрывают психологический процесс искажения
потомками пропорций в оценках событий прошлого. Пораженные грандиозной
исторической карьерой христианства, его верные адепты никак не могли
поверить в скромный и естественный характер его истоков. Склонность к
гиперболизации значения и мифологизации всех деталей, связанных с жизнью
основателя новой религии, мы наблюдаем не только у христиан, но и у
последователей всех других религий мира. И вот молчание авторов,
проигнорировавших не только чудеса вроде разрыва занавеса и солнечного
затмения, но и самую личность Иисуса, ясно показывает нам пропасть между
исторической действительностью и фантазией раннехристианских общин,
вращавшихся в заколдованном кругу своих экзальтированных верований; между
равнодушным греческо-римским окружением и горсткой сестер и братьев во
Христе, упивавшихся красотой своих неземных мечтаний. Тот полный чудес мир,
в котором бог умер, распятый на кресте, а потом воскрес, казался им более
реальным, чем мир, в котором они действительно жили изо дня в день. Между
тем для язычников и иудеев распятый Иисус был, как выразился Павел
Штейнманн, лишь "одним из миллионов рабов, живших в Римской империи".
Молчание и наветы.
Некоторые библеисты, не желая мириться с полным отсутствием сведений об
Иисусе у древних авторов, тешат себя предположениями, что литература о нем,
вероятно, все же существовала, но погибла в политических бурях, сотрясавших
тогдашний цивилизованный мир. Во время пожара Рима при императоре Нероне
сгорел весь государственный архив, в котором, возможно, находились такие
документы, например, как отчеты Понтия Пилата. В 70 году Тит захватил и
разрушил Иерусалим. Вместе с храмом и близлежащими постройками сгорели,
может быть, и протоколы суда синедриона над Иисусом. Война в Палестине -
кровавая, жестокая, разрушительная - продолжалась семь лет. Сотни тысяч
евреев были казнены или угнаны в плен. Римляне методически уничтожали в
Палестине все храмы, сжигали на кострах хранившиеся там священные книги и
документы. Одновременно с распространением христианства росла оппозиция
против него в среде римских и греческих писателей и философов. Возникла
огромная литература, которая полемизировала с доктринами новой религии,
боролась против ее растущего влияния, высмеивала и клеветала на нее. Заняв
господствующее положение, христианская церковь начала безжалостно уничтожать
такого рода сочинения, создав тем самым у потомков иллюзию, что она не
встречала в своем развитии сколько-нибудь серьезного сопротивления со
|
|